?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Национальное и имперское - письма из провинции.Письмо 7 
19-май-2011 12:01 pm
Письмо седьмое - русское первородство и западноевропейская чечевичная похлебка.

Наиболее убедительным на круглом столе в ИДК выглядел В.Аверьянов. И, возможно, потому, что некоторые основополагающие принципы национального строительства в России высказал с особой ясностью и выразительностью. Он решительно поддержал, например, следующее важнейшее положение: будущее должно строиться не по внешним образцам - оно «должно быть укоренено в прошлом». В этой простой мысли не только заключена опора на традицию, но и идея ( пусть в скрытой форме) исключительности, особости русской национальной идентификации. Она также должна быть укоренена не в каких- то заемных положениях, подобранных где-нибудь под Парижем или где-то еще, а в русской традиции. А раз так, она не может не быть особой, неповторимой. Из укорененности в традиции, которая принимается В. Аверьяновым в качестве первейшего принципа, с необходимостью следует, что русское - это отличное, скажем, от того же английского не только по неким общепринятым признакам ( по тем, в которых можно легко отвлечься от исторического процесса), но и по самому набору признаков…. А значит, не существует единого определения национального. Оно различно для каждой нации. Именно потому безумство -мерить нас западноевропейским штангель-циркулем.
Четко замкнув будущее России на ее традицию, В. Аверьянов попутно, и очень убедительно, вскрыл суть подхода к национальному строительству национал- демократов: единая универсальная болванка для всех народов и времен. Поэтому я допускаю, что К.Крылов взметнулся на круглом столе не от речей П.Калитина - концепция В. Аверьянова вывела его из равновесия, а П.Калитин лишь попал под горячую руку.
Выступление В. Аверьянова наглядно продемонстрировало и роль, которую в концепциях играют первые принципы, исходные постулаты. Так из аверьяновского представления о решающей роли традиции немедленно следует укорененность в прошлом и русского национализма. Более того, В. Аверьянов считает, что русское государство-нация сложилось задолго до появления наций буржуазной эпохи, и такой (русский) национализм, по его мнению, органично стыкуется с имперской идеей, и «если бы он развился до международного уровня, дал бы совсем иные плоды, чем «либеральный национализм» англосаксов»…
Понятно, что при походах такого класса легко преодолевается и главное противоречие современного русского национально- патриотического движения - проблема «национальное государство-империя».
Для В. Аверьянова совершенно очевидно, что всё нестандартное, особенно такая мощная цивилизационная нерегулярность, как Россия, должно быть предметом особого интереса со стороны фельдфебелей мировой глобализации. Стандартизация, выстриг под машинку всего и вся - от Кадаффи до России и есть их главная задача.
Из глобализации В. Аверьянов и получает основную интригу нашего национально- патриотического движения: «… корень противопоставления национального государства и империи лежит в том, что имперская государственность, какой бы она ни была (а они чрезвычайно разнообразны), в принципе, несовместима с глобализацией.»
Не вызывает сомнения, что в представлениях В. Аверьянова существенную роль играет идея исторического становления нации, и понятие империи для него вписано в контекст этого становления. На это указывает, в частности и следующая, совершенно замечательная его находка: «Империя может трактоваться как политический псевдоним самостоятельной цивилизации». Такое расширительное толкование империи очень продуктивно. Оно хорошо коммутирует с ремизовской гравитацией, формируя некоторый предел конструктивного развития империи - предел перехода ее … в цивилизацию.
И здесь чрезвычайно важным становится вводимое В. Аверьяновым разделение цивилизации и цивилизационности, за которым несомненно просматривается разделение русского первородства и привезенной в Россию западноевропейской чечевичной похлебки. «Имперская идея это не моно-идея, а целый ряд преемственных идей. Имперская идея самообновляется. Суть ее в том, что мы, русские, создаем и несем в себе самостоятельную цивилизацию. Это наше наследие, наш союз с предками-хранителями и потомками….»
С предельной точностью охарактеризован В. Аверьяновым и источник тех национальных русских качеств, которые легли в основу русского первородства. По В. Аверьянову - это специфика русской империи. Она - континентальна, а это требует особого (заботливого) поведения в отношении присоединенных народов… Кроме того, подчеркивает он, русские строят великую цивилизацию в крайне неблагоприятных климатических условиях. «Для такой цивилизации… нужен был особенный, очень могучий, неунывающий и жизнестойкий народ.» А это - еще одна определяющая черта национального духа: «жизнь «для себя», замыкание на обывательском уровне бытия вызывает в русских уныние. И в отличие от более ограниченных и плоских народов протестантской Европы для нас такое уныние будет равносильно медленному самоубийству, алкоголическому и наркотическому угасанию.»
Без большого дела, без заботы о всех и каждом русские, как нация, просто не выживут. Так получается…

P.S. Библейский образ « первородство- чечевичная похлебка» очень удачно в свое время использовал С. Кургинян. О чем и считаю нужным напомнить.


Письмо первое - подготовительное http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0513pprov1.htm
Письмо второе: кондовые либералы и национал- демократы http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0514pprov2.htm
Письмо третье - национальное государство и империя http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0515pprov3.htm
Письмо четвертое - принцип дополнительности М.Ремизова http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0516pprov4.htm
Письмо пятое - и Россия для русских, и русские для России http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0517pprov5.htm
Письмо шестое: Россия строила не империю - она строила себя…http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2011p0518pprov6.htm
This page was loaded июл 24 2017, 12:58 pm GMT.