?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Заметки вослед премии за лучший рассказ 2011 года (премия им Казакова)  
15-мар-2012 03:43 pm

   ЧАСТЬ 2


Совершенно  непонятно,  почему  в  короткий  список  не  попал  рассказ   Ксении  Букшы «Мысль  нельзя»,  "Знамя", № 2 (http://magazines.russ.ru/znamia/2011/2/bu6.html.)Если     названную  выше   тему и  в  самом  деле   считать   основной    в   длинном   списке,  то  этот   рассказ   по  глубине  проработки  темы следует   поставить     сразу  же    за  рассказом     А.  Матвеевой.   Он   уступает  последнему,  поскольку  тема   современных     русских   неурядиц   решена  К.  Букшей в   более   частном  что  ли,   чем  у  А. Матвеевой,   представлении.  Хотя   сама по  себе эта    частность  (  драма  интеллектуального  в  современном   российском     бытие)     остается    важнейшей в  общем   ряду     нынешних  русских  неурядиц. Интеллектуальное    начало  неудержимо  маргинализуется   -  как по  внешним  признакам,  так   и   по  существу  своему.   Оно  методично   вымывается    сегодня из   реестра    ценностей  всеми  доступными    для   высшей   российской   власти    средствами  - от     давильни  ЕГЭ   до      ТВ-разбоя.   Интеллектуальное     в  представлениях  людей, превращается  постепенно  в  странность,  в  причуду,   в  извив   сознания, теряющего  адекватность    -  в  признак необратимых   патологических  отклонений. Все,  что  сложнее   простой  рефлекторной  реакции    оказывается   избыточно- лишним.    И  потому  все,  что  мыслит,  обречено  на  самоедство  и  бесконечные   кружения  вокруг    каких-то   исчезающих,  неопределенных представлений   


Героя   этого  рассказа,  по  существу,  преследует  такой же  ужас,  что  и  героиню    А.  Матвеевой.….

Ксения   Букша     выстраивает  в  своем   рассказе,  конечно  же,  некоторую    крайнюю  и  даже  за-предельную  ситуацию… Но  разве  можно    сегодня  какими-либо  расхожими   средствами     привлечь   внимание  к  этому, застывшему,   кажется,    у последнего    рубежа     самоощущению  русского    человека

Рядом  с  рассказом  К. Букши     вполне  можно   поставить       рассказ   С.  Носова  -   только  не  тот,   что  попал  в    длинный  список,  а  другой   из  той же  его  новомировской  подборки  -   « Полтора    кролика» http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/1/no2.html.

  То же    интеллектуальное   самоедство  и  то  же   кружение…  Но    сделано  все  не  только  на качественно  другом материале, но    значительно  жестче,  чем   у  К.  Букши.   К.  Букша   всячески   смягчает   исследуемую  ситуацию   и  даже,    может  быть,   стремится   вывести  ее из  драматического   поля.  Герой  К. Букши   в   большей    степени  странен,  чем  нормален  и  потому  ситуация,    в  которой  он   оказался, вполне   может   рассматриваться   как    следствие    и    особенностей  его  личности.  Я   допускаю,  что это  вполне  сознательный   шаг    К.  Букши.  Именно    таким  образом (  усиливая  особенное !)    она  решает     задачу  типизации.  Шаг  парадоксальный, рискованный.  Но  если   в  результате  типичное  остается   очевидным  (  а  в  рассказе  К.  Букши  это именно   так), то  оно  обретает    и  особую   убедительность.

  Герой С.  Носова,   а  он  -  писатель,  наоборот,  в   большей   степени  нормален,  чем  странен   -  абсурдистские   извивы   его         произведений     эту    нормальность  (  драматизирующую   ситуацию  нормальность) похоже,     больше  всего и    оттеняют.    Ужас  его   существования   не  просто     соизмерим с  тем  ужасом,  который   явно   чувствует   героиня  А.  Матвеевой  и которого практически  не   замечает   герой  К.  Букши   -   он    становится   уже  не  ужасом    обстоятельств,   а  ужасом  самого   существования.  Абсурдистика  для  героя   С.  Носова   становится средством  защиты (  не  всегда     сразу срабатывающим, увы)    от    мира,  который    почему-то принятого   считать  нормальным,   но который  этот   человек  в  силу  своей  нормальности  в  качестве  нормы  принять    не  может…

  Нестроение  здесь,  как  впрочем  и   у   К. Букши   не  в  конкретных  каких-то  вещах,  оно  в  атмосфере,  им  пропитано  всё  -  оно      метафизируется ….

 С.Носов  написал  очень  изысканный   рассказ.  Может  быть,  даже  -чрезмерно   изысканный.  И  сделан он,  конечно   же,    мастерски  виртуозно.  Взятый  отдельно,  сам  по  себе,  он,  может  быть,    будет  и не   так  заметен.    Но  в  сочетании  с  рассказами А.Матвеевой  и  К.  Букши,  на  их   фоне,  он  по  своему   художественному  эффекту     им  ничем  не   уступает.

  К   этим   трем  рассказам  вплотную  приближаются     тексты Андрея Волоса(  я   имею  в  виду   его рассказ  «Волна»из  той  же   подборки), Марины Вишневецкой, Ксении Драгунской,  Олега Павлова.  Причем  приближаются, на  мой   взгляд,   именно  в  этой  последовательности.   Их  выделение  в  отдельную   группу  в   целом   субъективно,  хотя,  конечно, можно в  качестве  обоснования  привести   и  определенные   соображения   на   тему  « особенное -  общее».  В  эту   же  группу  я   поместил  бы  и   рассказ   Н. Кононова.

Эта   пятерка,  нет  слов,   хороша,  и  каждому  из  рассказов    8  балов  по  десятибалльной  шкале   я    несомненно   поставил бы.

 У  К.  Букши  и  С.  Носова были  бы     девятки,   у  Анны Матвеевой -  десятка.

 

  На  этом    можно  было  бы   поставить   точку,  но    остается  ощущение,  что    лучший  рассказ      2011   года в  длинный     список   все-таки  не  попал…  И  главное, мне  кажется,  я  знаю,  что  это  за  рассказ…  И  важно  то,  что  он   опубликован  в    2011  в    хорошо   известном   журнале...  И  это  -  совершенный,  идеальный  рассказ… 

Три  с половиной  страницы   текста…  За  ними -    жизнь  человека  от рождения    до смерти. Простая в  своем  величии  и  великая  в  своей  простоте   жизнь..  Неповторимая  не  в   чем   и  в  чем- то    постоянно   повторяющаяся…   История,   которая    может   быть  помещена  и в  19,  и  в  20,  и  в  21    век   русской  жизни….   Безупречный,  до  слога   выверенный   стиль…   Отдельные   фразы,  готовые   (как  всегда,  у   этого   автора) в  любой  момент покинуть  удивительно  целостный   текст  и  стать   афоризмами…

     Иван  Васильевич   Зорин - «Провинциальный   учитель»,  журнал  -«Звезда»,     год  - 2011,    номер  - февральский http://magazines.russ.ru/zvezda/2011/2/zo8-pr.html

 

Пятнадцать лучших рассказов 2011 года

(Лонг-лист Литературной премии имени Юрия Казакова)

Евгений Алёхин “Будничный анекдот” - "Знамя", N 4 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/4/al10.html

Всеволод Бенигсен “Глебов-младший” - "Знамя", № 3 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/3/be4.html

Ксения Букша “Мысль нельзя” - "Знамя", № 2 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/2/bu6.html

Марина Вишневецкая “Бабкин оклад” - "Знамя", № 6 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/6/vi8.html

Андрей Волос “Граф Бисер” - "Новый мир", № 11http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/11/vo6.html

Ксения Драгунская “Куртка Воннегута” - "Новый мир", № 5 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/5/dr6.html

Анна Золотарева “ У Ли” - "Абзац" № 7 http://magazines.russ.ru/project/kazak/azol.html

Козлов Владимир “Мандарины” - "Сибирские огни", № 8 http://magazines.russ.ru/sib/2011/8/koz5.html

Николай Кононов “Аметисты” - "Знамя", № 8http://magazines.russ.ru/znamia/2011/8/ko7.html

Анна Матвеева “Обстоятельство времени” - “Сноб” № 34-35 http://magazines.russ.ru/project/kazak/amatv.html

Сергей Носов “Хорошая вещь” - "Новый мир", № 1 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/1/no2.html

Олег Павлов “Взрыв” - "Знамя" № 7 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/7/pa10.html

Игорь Савельев “Женщина старше” - "Бельские просторы", № 7 http://bp01.ru/public.php?public=1761

ИгорьФролов “Так писал Заратустра” - "Новый мир", № 8 http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/8/fr4.html

Леонид Юзефович “Поздний звонок.1995” - "Знамя", № 8 http://magazines.russ.ru/znamia/2011/8/u6.html


This page was loaded июл 27 2017, 4:51 pm GMT.