?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Об издержках догматической редукции 
18-мар-2009 07:17 am


Егор Холмогоров на днях записал в своем дневнике( http://holmogor.livejournal.com/3037707.html) :
«Понял про себя простую вещь, - в мире сплошных философов и далектиков я одиночка с богословской подготовкой и чисто догматическим мышлением. Догматическим на очень глубоком уровне - я любой тезис последовательно подвергаю догматической редукции, то есть разложению на соответствия основным догматам и только если тезис корректно этой процедуре поддается считаю его истинным.

Тут меня на днях спросили - как я понимаю Священное Предание, и некоторые сильно возмутились, когда в ответ я выдал цитату из Катехизиса. Решили что я издеваюсь. Ужас в том, что я не издевался - везде где есть определения лучше твоих и боговдохновенней твоих - надо опираться на них.

Я не могу себе представить к примеру лекцию по социологии, которая не начиналась бы со слов "В начале сотворил Бог".

Диалектики никогда этого не понимают, потому что в их мире догматы есть не более чем часть их дискурса о Боге. Люди у которых в голове дискурс о Боге - страшные существа. Я их боюсь.»

В этом суждении Егор Холмогоров, по-моему, весьма поверхностен…
Закон, догма - всего лишь продукт мышления. Тогда как диалектика - это абрис, эскиз принципов развивающегося мышления. Догматически редуцировать какой-либо тезис, то есть раскладывать его по ортам существующих законов(догм) - значит лишь одно: намеренное выщелкивание из тезиса всякой новизны . Так иудаизм раскладывал по своим ортам христианство и ничего, кроме ереси в нем не находил. Кстати, отличная тема для серьезного диссера : «Диалектика Нового завета». Был бы лет на двадцать помоложе, занялся бы непременно… Но могу предложить себя для желающего заняться этим исследованием, ну, скажем, в качестве консультанта. Рilgrimminstrel ( заношу в друзья ), на мой взгляд, блестяще осадил Е. Холмогорова ссылкой на Григория Нисского:
"Единица приходит в движение от Своего богатства; Двоица преодолена, ибо Божество выше материи и формы; Троица замыкается в совершенстве, ибо она первая предолевает состав Двоицы. Таким образом Божество не пребывает ограниченным, но не распространяется до бесконечности. Одно было бы совершенно в духе иудейства, а второе - элиннства и многобожия»«
Оказывается и в четвертом веке были ясны опасности догматической редукции . Впрочем , причем тут 4 век. Так было всегда. И человечество, если разобраться, прежде всего и обязано тем, кто такой редукцией не считал возможным пользоваться… Как Иисус из Назарета …
Валерий Суриков
This page was loaded июл 28 2017, 11:11 am GMT.