?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Владислав Жуковский. К вступлению в должность Набиуллиной: иллюзия борьбы с незаконным бегством капи 
26-июн-2013 11:44 am
Владислав Жуковский. К вступлению в должность Набиуллиной: иллюзия борьбы с незаконным бегством капитала.
Игнатьев прозрел не окончательно, но уже очевидно, что требуется смена политики


http://www.nakanune.ru/articles/17860/


Буквально на днях продолжилась эпопея с прозрением руководства Центрального банка России – уходящий в июне текущего года с поста председателя Банка России Сергей Игнатьев прояснил ситуацию с незаконным бегством капитала. Как стало известно, Банк России обнаружил сеть фирм-однодневок, которые в 2010-2012гг. с нарушением действующего валютного, финансового, таможенного, налогового и прочего законодательства вывели из России как минимум 760 млрд рублей.
По словам Игнатьева, уходящего на пост советника нового главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, сотрудникам ключевого финансово-экономического института России, ответственного не только за эмиссию национальной валюты, разработку и реализацию денежно-кредитной политики, управление международными резервами (в том числе принадлежащих Минфину России), рефинансирование банковской системы и монетизацию экономики, управление валютным курсом, но также за осуществление банковского регулирования и надзора, удалось выявить канал незаконного вывоза капитала за пределы России.
Сергей Игнатьев, который, по сути, передает дела Эльвире Набиуллиной, "порадовал", что речь идёт о 1,7 тыс. юридических лиц, которые используются в качестве инструмента незаконного вывоза капитала из России. По его словам, уместно говорить о формировании целой сети фирм-однодневок, деятельность которой координируется из единого центра, а все они используются в качестве единого механизма по легализации преступных доходов и их дальнейшего вывоза за пределы России.
Как вполне резонно указывает Игнатьев, руководивший Центральным Банком РФ на протяжении 12 лет и по какой-то неведомой причине не обращавший внимания на подобного рода "мелочи", в России из приблизительно 3,3 млн юридических лиц, зарегистрированных в форме ООО, лишь 2 млн ведут хоть какую-то экономическую и производственную деятельность. Остальные 1,3 млн существуют лишь на бумаге и используются в качестве "прокладок" по "отмыванию" преступных доходов и незаконному перекачиванию активов в оффшорные юрисдикции и налоговые гавани.
По какой-то причине ранее руководство Центрального банка России наотрез отказывалось замечать разрастающуюся брешь в российской финансовой системе, из которой ежегодно с нарушением действующего законодательства утекало 30-50 млрд долларов (1,5-2% ВВП). Удивительным образом "внезапная прозорливость" нынешнего руководства Банка России, превратившего ключевой финансово-экономический институт России в филиал ФРС США и сведшего всю полноту денежно-кредитной политики к операциям валютного обменника, совпала с необходимостью ухода Сергея Игнатьева с поста главы Банка России - закон о ЦБ РФ запрещает одному и тому же физическому лицу занимать пост главы Центрального банка больше трёх сроков.
Видимо, риск утраты контроля либералами над основным органом финансовой власти заставил их судорожно искать хоть какие-то тезисы в пользу своей необходимости и значимости. Но к ним есть масса других вопросов - в условиях крайне благоприятной внешнеэкономической ситуации и высоких цен на энергоносители (за 12 лет из России вывезено невосполнимого минерального сырья на 3,3 трлн долларов – 150% ВВП России в ценах 2012г.) они умудрились подсадить российскую экономику на иглу внешних займов (687 млрд долларов), обеспечили поддержание хронического дефицита денег в экономике (уровень монетизации экономики не превышает 43% ВВП против 100-110% в Еврозоне и 170-220% в "азиатских тиграх"), продолжается изъятие якобы "избыточной" денежной массы и финансирование модернизации и инноваций у стратегических конкурентов (вывезено свыше 510 млрд долларов).
Стоит сказать, что Игнатьев упомянул лишь 760 млрд руб., которые были незаконным образом вывезены из России. Причём, что ещё важней, речь идёт о незаконном вывозе российского капитала не в отдельно взятом 2012г., а ни много ни мало за целых 3 года - за период 2010-2012гг.
Стоит напомнить, что в своём интервью в начале 2013г. Сергей Игнатьев публично и во всеуслышание заявил, что в одном только 2012г. и только с нарушением действующего валютного, финансового, таможенного и налогового законодательства из России было вывезено порядка 48-49 млрд долларов. Принимая во внимание тот факт, что среднегодовой курс российского рубля по отношению к американскому доллару по итогам 2012г. составил 31,1 рубль за доллар, то несложно подсчитать, что речь идёт как минимум о 1,5 трлн рублей, нелегально вывезенных из России.
И это только та часть незаконно вывезенного капитала, которая была отслежена и зафиксирована Центральным банком России – с учётом де-юре законного, но де-факто незаконного вывоза капитала (например, в случае манипулирования ценами на импортируемые и экспортируемые товары и услуги и т.д.) речь может идти как минимум о 2-2,5 трлн руб., которые были получены в ходе незаконной предпринимательской деятельности, "отмыты", легализованы и выведены в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны Европейского союза российскими юридическими и физическими лицами. Стоит сказать, что приблизительно такой порядок цифр (75-100 млрд долларов) содержится в оценках как российских правоохранительных органов, так и иностранных спецслужб.
На этом фоне выявленные руководством Центрального банка хищения в размере 760 млрд руб. за период 2010-2012гг. выглядят "каплей в море" - это лишь малая доля тех колоссальных по своим размерам финансовых ресурсов, которые покинули Россию, обескровив отечественную экономику и обострив процессы структурно-технологической деградации народного хозяйства.
Так, согласно официальным оценкам всё того же Центрального банка России, содержащимся в платёжном балансе, в одном только 2012г. с нарушением действующего валютного, таможенного, финансового, налогового и прочего законодательства из России было вывезено свыше 45,5 млрд долларов. Это практически 1,41 трлн рублей, что эквивалентно 2,3% ВВП, 12% федерального бюджета или без малого 25% средств российской нефтегазовой кубышки – Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния. Это уже как минимум в 2 раза превышает ту оценку незаконного вывоза капитала, который сумел отследить Банк России за последние три года. Если же говорить о всём рассматриваемом периоде 2010-2012гг., о котором отчитался Сергей Игнатьев, то окажется, что даже по крайне политкорректным и весьма далёким от реального положения дел оценкам платёжного баланса из России только за последние три года и только в рамках учтённых каналов незаконным образом было вывезено свыше 126,6 млрд долларов – 38,8 млрд долларов в 2010г., 42,2 млрд в 2011г. и не менее 45,5 млрд по итогам 2012г. В рамках указанной суммы как минимум 97,9 млрд долларов пришлось на вывоз капитала в рамках фиктивной и незаконной внешнеэкономической деятельности. А ещё 28,6 млрд долларов составил вывоз откровенно криминальных активов по статье "Чистые ошибки и пропуски" платёжного баланса.
Другими словами, за период 2010-2012гг. только по официальным и хорошо "причёсанным" оценкам Центрального банка РФ из России незаконным образом было вывезено порядка 3,92 трлн рублей – это колоссальная по своим масштабам сумма средств, превышающая 6,3% ВВП России, 31,8% расходной ведомости федерального бюджета России и как минимум 67,5% средств, находящихся в российской "подушке безопасности", которая в условиях отказа правительства от структурно-технологической модернизации экономики, развития инфраструктуры и возрождения наукоёмкой промышленности превращается в "гробовую заначку".
Другими словами, в Центральном банке России сумели идентифицировать и распознать каналы вывоза менее 19,4% незаконного оттока капитала.
Это катастрофически низкий показатель эффективности деятельности российского денежного регулятора, который сначала активней всех выступал за либерализацию внешнеэкономического законодательства и фактический демонтаж системы валютного регулирования и контроля, а теперь показушно на камеры хватается за голову и отчитывается о беспрецедентных масштабах незаконного вывоза капитала из России.
Судя по всему, именно этими 20% незаконного вывоза капитала в Центральном банке готовы пожертвовать ради сохранения статус-кво и возможности дальнейшего обогащения ряда высокопоставленных чиновников, олигархов и криминальных структур. Это похоже на поиск "козлов отпущения" - будут найдены "кириенки" местного масштаба, у которых не окажется поддержки в правительстве и покровителей в правоохранительных органах. И на которых будет крайне удобно, просто и безболезненно списать собственные провалы в регулировании финансовой системы и (не дай Бог!) личную  материальную заинтересованность в незаконном вывозе капитала.
Ведь крайне сложно себе представить ситуацию, при которой порядка 3,3 трлн рублей, т.е. практически третья часть федерального бюджета России, могла быть вывезена за пределы России без привлечения внимания спецслужб и самого денежного регулятора, контролирующего и отслеживающего все банковские трансакции и проводки. Обескровливание России и выкачивание финансовых ресурсов из российской деиндустриализированной экономики слишком высокодоходный бизнес, к которому допущены только самые избранные и проверенные. Сложно вообразить, чтобы МВД, ФСБ, Главное контрольное управление администрации президента, Счётная палата, Финразведка и сам Центральный банк России не знали, кто и каким образом вывозит капитал из России. Или такое все-таки возможно?
Таким образом, к вступлению в должность Эльвиры Набиуллиной, что произойдет 24 июня, бывшее руководство ЦБ преподнесло довольно неожиданный и малоприятный подарок. Даже 760 млрд – сумма немаленькая, и очевидно, что после такого признания требуется смена политики. Продолжить работать, закрывая глаза на бегство капитала, будет чревато как для новой главы ЦБ, так и для Владимира Путина, который предложил ее кандидатуру на этот пост.
Одновременно с этим представители правящей партии в Госдуме судорожно имитируют бурную деятельность, в спешке принимая в июне 2013г. первом чтении законопроект, направленный на борьбу с легализацией преступных доходов и незаконным вывозом капитала. Но это полумера. Как известно, после драки кулаками не машут – бесполезно пытаться компенсировать стратегические поражения и промахи тактическими манёврами и победами. Демонтировав остатки валютного регулирования и контроля в угоду псевдонаучным догмам и несостоятельным рассуждениям о благах внешнеэкономической либерализации, теперь бессмысленно заниматься разработкой и принятием косметических мер. Требуется возродить минимально необходимый контроль за валютными операциями и финансовой сферой, ужесточив требования и регулирование трансграничного передвижения капитала.
This page was loaded июл 26 2017, 8:53 am GMT.