?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Как трудно все-таки в России избавиться от сверчков… 
21-дек-2009 09:33 am
Георгий Давыдов. Я уже не первый год задаю себе этот вопрос: сколько еще времени сама читающая публика и обслуживающая прежде всего ее, а не литературу критика, будет не замечать этого мастера. Кажется, в 2002-м, появился в печати ( журнал «Москва») его первый рассказ . Семь лет... Пора бы и заметить….
И вот, наконец свершилось - рассказ Г.Давыдова «Как избавиться от сверчков» - http://magazines.russ.ru/znamia/2009/9/da6-pr.html -
остался среди шести рассказов, которым предстоит разыграть казаковскую премию 2009 года. Его победа, конечно же, не очевидна. И не только потому, что неисповедимы пути душевных движений членов жюри. В шестерке у Г. Давыдова очень серьезный противник - О. Ермаков.
Я был почти у верен в том, что в этом-то году Георгий Давыдов в финал пробьется. Знак скорого признания появился еще месяца полтора тому назад, когда о рассказе Георгия Давыдова было написано нечто настолько пакостное и одновременно неумное, что не оставалось никаких сомнений - да, ждать признания недолго.
Радостное для всех ценителей и почитателей русской беллетристики - и несомненно для самого Георгия Давыдова - известие пришло тогда с Кавказа , из Майкопа - от господина Анкудинова- http://www.litrossia.ru/2009/43/04644.html
Ну, что можно здесь сказать? Печально все это и странно, когда активному критику с приличной практикой и с некоторой вполне сносной репутацией приходится растолковывать очевидное. Не на судьбах людей старой России, любезный, и тем более не на судьбах их вещей «специализируется» ( словечко-то какое) Г. Давыдов. Вещи, коллизии судьбы здесь, в его «Сверчках», также как во всех других рассказах его, всегда что-то второстепенное. Повод для размышлений о состоянии человеческой души и духа - не более того.
И в том Г. Давыдов нисколько неоригинален. Обычное для человека, одаренного литературным слухом и вкусом, умение каким-то образом переводить все эти вещи-коллизии во второстепенное - в стаффаж. И извлекать из них то самое состояние. К этому умению, собственно, и сводится любое художественное мастерство. В том числе и литературное.
И если практикующий литкритик об этом даже не задумывается, то ему остается лишь посочувствовать….
Исключительны возможности, данные человеку для того, чтобы приспособиться и выжить в самых невыносимых жизненных обстоятельствах. И если эти возможности в человеке ( по их силе и значимости) с чем-то есть смысл сравнивать, так это с существующим порой у него категорическим нежеланием приспосабливаться к чему-либо и к кому-либо. В тех исключительных возможностях приспосабливаться - источник как обновления, так и вырождения. И только оно, категорическое нежелание, определяет, куда сместится равновесие в этой страшной связке обновление-вырождение. Только одно это нежелание. И ничего больше…
Вот эта редкая особенность русского духа - категорическое нежелание приспосабливаться - и есть главная тема Георгия Давыдова. Посмотрите любой из его рассказов, и вы увидите, или почувствуете, это страшное сопротивление, эту сверхценную и благодатную духовную инерцию, которая несмотря не на что в России осталась, сохранилась. Которую несет в себе и сам Георгий Давыдов. Которой он освятил прозу свою.
И как ни старались пескоструйные аппараты советского времени, как ни усердствовали в России почти двадцать лет либеральные катки - избавиться от категорически настроенных к сопротивлению сверчков так и не удалось.

Они по-прежнему неукротимы в своем наивном и великом посверкивании.
И будьте спокойны - избавиться от них не удастся.
Проза Георгия Давыдова и об этом.

Мои прежние заметки о Г.Давыдове.

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=Terpkij%20vkus.htm

http://vsurikov.ru/novlit/l20080306.htm

http://vsurikov.ru/novlit/l20081229davidov.htm
This page was loaded сент 22 2017, 3:24 pm GMT.