?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Оптина Пустынь - открытое письмо Виктору Милитареву 
10-фев-2010 12:07 pm
.

Виктор Юрьевич!

Впервые желание таким вот образом обратиться к Вам у меня возникло еще осенью, во время Ваших военных действий на боголюбовском направлении. Вы и тогда порой переходили ту грань, которая отделяет и самую резкую, самую нелицеприятную критику от преднамеренного погрома. Удила были явно закушены - это чувствовалось хотя бы по той страстности, с которой вы вывешивали и вывешивали ставшие уже историей компрометирующие (?) материалы, по тому азарту, с которым Вы это делали. Но это были мои впечатления - их нужно было аргументировать, то есть дотошно изучать, сопоставлять все, что Вы, и не только Вы, набросали в те дни в Интернет. А этого мне не хотелось делать - была уверенность, что и без меня разберутся ( обилие комиссий и т.д.). Оно так и случилось. Как только стала более или менее проглядываться позиция патриаршей комиссии, кампания, в том числе и Ваша, быстренько свернулась.

И осталось общее впечатление: вот, мол, искренне верующий человек, самоотверженно вставший на защиту снесенного храма, организатор и участник маршей, крестных ходов… Поднял вроде бы свой голос в защиту Православия, но не рассчитал замаха, промахнулся и по самому Православию фактически ударил…

Но в январе этого года боголюбовская ситуация( я имею в виду сущность ее, а не конкретные особенности) Вами ( зачем-то, почему-то, господин Пелевин что ли раззадорил? )воспроизводится вновь. Объектом на этот раз становится монастырь Оптина Пустынь.
По стечению обстоятельств и некоторым особенностям моего существования я имел возможность на этот раз получить, без каких либо усилий и временных затрат, абсолютно надежные свидетельства об оптинском инциденте, подвинувшем Вас, по наводке госпожи Е.Орловой, на январский демарш. Информацию, так сказать, из первых рук - прямую трансляцию с места событий, если угодно… Имеющиеся у меня сведения дают мне возможность утверждать, что на этот-то раз Вы выступаете, увы, не как охранитель или защитник, а, уж извините, как настоящий профессиональный погромщик.
Вот что мы имеем на самом деле:
- Инцидент случился в середине ноября прошлого года. Темнокожий посетитель не покинул храма перед началом Литургии верных, и ему было предложено сделать это. Предложено, увы, не священником, а прихожанкой. Кстати, подобная самодеятельность особо праведных наблюдается, скорей всего, ежедневно и во всех российских храмах - каждый, наверное, хоть раз в жизни, но натыкался на какую-нибудь вразумляющую реплику стоящей рядом бабули…
- Иеромонах Илия уже 2.5 года, как выслан из Оптиной, а иеромонах Василий, если до сих пор и находится там, то исключительно потому, что тяжело болен. Он фактически большую часть времени проводит в больницах ( запредельное давление, потеря речи, букет иных тяжелейших заболеваний) и никак не может руководить местными ревнителями. Скорее всего, его просто использует, как прикрытие, публика, не имеющая никакого отношения к Оптиной..
- Все, что связано, с распространением газеты « Дух Христианина» - дела давно минувших дней. Одно время эта газета действительно раздавалась у стен монастыря, но уже давно распространители вытеснены за внешний шлагбаум – за территорию, принадлежащую монастырю.
- После инцидента с греками, имевшего место несколько лет назад, женщины участницы были даже вызваны в милицию, где получили предупреждение о том, что при повторении подобного они могут быть привлечены к уголовной ответственности. То есть и в этом случае имела место вполне адекватная реакция.
- Архимандрит Венедикт является безусловным и не только формальным(административным), но и неформальным ( сущностным, духовным ) лидером Оптиной. Ситуация в монастыре им контролируется полностью. Все проблемы, возникавшие когда –то в связи с особенностями мировоззрения иеромонахов Илии и Василия, обсуждались на духовных соборах монастыря. Последний инцидент также стал предметом такого обсуждения.
Таким образом, пустяшный, успешно отрефлексированный в самом монастыре случай Вы зачем-то превратили в милицейскую дубинку и вот уже почти месяц с нескрываемым наслаждением размахиваете ею. Зачем? Даже мне, человеку невоцерковленному, ясно, что для Вашего публицистического буйства в этом случае нет никаких оснований. Вы постоянно, и не без удовольствия, подчеркиваете свою истую православность, свою бескорыстную приверженность и прочее и прочее…. А по существу, самым беспардонным образом над Православием глумитесь. Тот тон, в котором Вы, порой, позволяете себе высказываться в адрес священства, иначе, как надругательство, рассматривать невозможно.

Мне кажется, Вы перешли некоторую грань. И оказались по ту сторону - и Православия и России. Ну не перешли, так, возьмем лучший вариант, - всего лишь заступили. Самое время определиться - шлепать дальше или все-таки отступить назад.
Недавно Вы выступили в своем дневнике со своего рода «комментарием» к евангельской притче о мытаре и фарисее. Не обсуждая этот казус антицерковной публицистики, хочу напомнить, что мытаря и фарисея в притче разделяет то, что в психологии называют рефлексией второго рода. Рефлексия первого рода - это оценка собственных поступков или намерений. Рефлексия второго рода - оценка самой этой оценки. Фарисей, нормальный грешник, может быть недоволен своими поступками-намерениями, но он всегда вполне доволен их оценкой. Мытарь, вечно кающийся грешник, недоволен и своими оценками - считает их недостаточно жесткими. В классической русской литературе тип самодовольного фарисея, тип человека, удовлетворенного своим покаянием, исследован с потрясающей глубиной - я имею в виду Ставрогина, и запрещенную когда-то главу «У Тихона» из «Бесов».

Мне кажется Вас в этих ситуациях с Боголюбово и Оптиной основательно закрутило( мчатся тучи!) и отнесло. От границы мытарь-фарисей, где гнездится большинство нормальных людей, к фарисеям… Есть повод подключить рефлексию второго рода и, хотя бы слегка, пополоскать себя в ее потоках..
А пока я временно вычеркиваю Вас (с сожалением! ) из своих ЖЖ-друзей.
До 4 апреля.
Валерий Суриков
This page was loaded июл 21 2017, 12:53 pm GMT.