?

Log in

Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма. Часть 6. 
4-фев-2015 01:27 pm
6.      О  гностических  корнях   цветных  метафизик.
  Выбор  первых  принципов,  сделанный  С. Кургиняном,  нельзя  признать   полностью  оригинальным,  поскольку   нельзя  не  замечать связь  этого   выбора     с  мировоззренческими  установками   гностицизма.   Сам  С. Кургинян    центрирует гностицизм лишь   на  черной  метафизике,  но  гностическим   по  сути   своей является  и    сам  принцип дуальности,  который  им  реализуется.
В   основу   гностического  мировоззрения  положен, как  известно,   принцип  антикосмического  дуализма -дух  и  материя  не  просто разделены, но  и противопоставлены: мир  создан  несовершенной,  ограниченной в могуществе, злой   силой (Демиургом), Высший же  Бог,  пребывающий  в  занебесной  области  к  этому  творению не имеет  никакого  отношения  -  он  лишь посылает в  мир  своего Посланника,  который  должен передать  людям некоторое  тайное знание (  гнозис) -  научить их, как  освободиться от власти  Демиурга.  Созданный Демиургом   материальный  мир,  таким образом,  -  это  не  замысел  творения ,  а  результат  сбоя  в  творении,  возникшего    из-за своеволия  одной из   духовных сущностей, одного из эонов.  
Гностицизм неслучайно  называли   темным  двойником христианства,  видели  в  нем вариант   его  сугубо языческого   понимания.  Центральная  идея  христианства -  Боговоплощение - настолько  сложна,  что  потребовались  века  интенсивного  коллективного творчества,    долгая  последовательность   вселенских  соборов,  чтобы, наконец,  освоить ее.   И  христианству,  осваивающему  идею Боговоплощения,  предстояло  переболеть  серьезнейшими  болезнями  роста. Арианство, отрицавшее единосущность Бога-отца  и Христа  и тем  самым  покушавшееся на  идею Боговоплощения ... несторианство...  монофизитство... Гностицизм  был,  похоже,   первым  заболеванием  -  своего  рода  детской  болезнью   христианизации   языческого  мира.
Категорическое изначальное разделение   Верховного  божества  и  Творца неба-земли  в  гностицизме находит  свое  выражение(  на это  обращает  внимание  В. Соловьев )  и в  гностической   христологии - гностический  Спаситель призрачен, докетичен -  это   всего  лишь  либо Бог, казавшийся человеком,  либо человек,  казавшийся  Богом . Отсюда, это  тоже   подчеркивает   В.  Соловьев, и представления   о материалистах- душевниках- пневматиках  и   о спасении лишь пневматического  элемента  пневматиков -  мир же  и  человек   остаются,  какими  были.   Из безусловного   и полного разделения  плоти  и духа у гностиков  следует,  и    этическое  "либо- либо" - от  плоти нужно  или  совсем  отрешиться (аскетизм), или предоставить  ей  полную  волю(  распущенность)
Теоретические  эксперименты   С.  Кургиняна  в   социальной  области   не являются ,  конечно  же,  буквальным  воспроизведением  гностических  идей, но   они   вполне   могут рассматриваться    в качестве    пусть вольной,  но вариации на  темы  гностицизма.
Гностическое   "или -или" ,  то   есть  логическое  противопоставление  сущностей -  до их  полного  разделения ...   Только такой  -  тривиальной, заметим -   реакцией  и  мог  языческий мир ответить христианству.  Мир просвещенный    и  достаточно   рациональный,  вооруженный своей   уникальной  системой  развитых  философских  учений...      Ибо христианство открывало  путь  к   непостижимому рациональным  мышлением   "и- и" -  к  логическому   сближению противоположных  сущностей...        Категорическое противостояние  добра  и  зла   при  этом не отрицалось.  Но   только  не  в мире, как    противостояние двух  субстанциональных  сущностей мира  (  как   в  гностицизме, и  как  у  С. Кургиняна ),  а в каждом  человеке.
С. Кургинян , похоже,   поспешил   с похоронами христианского   толкования   проблемы добро-зло.  Владимир  Ашмарин  (   "Анализ красной метафизики " - http://swayn.livejournal.com/26018.html), полемизируя  с   ним, приводит  обширную  цитату  из   Василия Великого, который  еще  в  4 веке  не  оставил  камня на  камне  от  гностической  идеи субстанциональности  зла .  Он  еще  тогда  увещевал: "зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия."  
А  если  это   так, то отступление  С. Кургиняна    в  этом  вопросе  от  христианского понимания   к  гностическому  выглядит,  между  прочим, как покушение  на прогресс и развитие  -  как чистейшей  воды  контр-модернизм.
This page was loaded июл 26 2017, 8:30 pm GMT.