?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Комментарий к программным тезисам А. Нотина "Народ Божий в судьбах России и мира" 
11-окт-2016 11:27 am
Двадцать  один  тезис  А . Нотина ( http://pereprava.org/privacy/3721-narod-bozhiy-v-sudbah-rossii-i-mira-duhovno-svetskiy-put.html )
к    намеченной в  Москве   на   октябрь  2016   года
конференции " Народ  Божий  в судьбах  России и  мира  - духовно-светский  путь"  заслуживают несомненно самого пристального  внимания.  Как  в  части   оценок   текущего   состояния   мира,  так  и  в  части  самой   концепции "Народа   Божиего".
Нельзя  не  согласиться  с   тем, как   определена  А. Нотиным  главная  проблема    сегодняшнего  мира:  
"Не вернув в научный оборот и повседневный обиход принципа первичности духовного по отношению к вещественному , мы обречены и дальше безнадёжно блуждать впотьмах иллюзий собственного (весьма, кстати, ограниченного) разума, с ужасом ожидая, когда сорвавшийся с узды научно-технический прогресс, управляемый безумными политиками, жуликами и милитаристами, окончательно раздавит своего творца — человека разумного. "
Здесь можно  лишь попытаться  дать  более  общую  формулировку   принципа, который   земной  цивилизации  жизненно необходимо  вернуть в  обиход,  чтобы   выстоять  в  предстоящей   борьбе с  чумой   21-го   века ,  с  трансгуманизмом   -  принцип   абсолютного и  безусловного  приоритета    идеального  над  материальным.

Несомненно   и  то, что  с   отстаиваемой А. Нотиным    концепцией Народа Божиего,  как     деятельного, социально   активного  братства "крещёных православных верующих всех возрастов, сословий и состояний",      можно   связывать  определенную   и вполне  реальную  потенциальную возможность преобразования   и  эффективного  управления  миром.  Но  очевидны  и  две   сложнейших  проблемы, которые  обнаруживаются в связи  с  этим  братством.
Первая, и она  достаточно   четко  формулируется А.Нотиным,   связана  с  необходимостью  поддержания  этого  братства  в  состоянии  целостности и  единства.   Он  признает,  что  форма  существования  братства  -  внешне  обособленные   друг  от  друга "островки" . Но  в  дальнейших своих рассуждениях  исходит из того,  что "кажущаяся разобщённость ничего не значит, поскольку «архипелаг верных»  духовно целостен до тех пор и в той мере, в какой каждая его клетка или орган соединён со Спасителем верой, молитвой и делами"; что "на более глубоком же и незримом уровне его(«архипелага верных»)  организм жёстко структурирован догматами, нормами и правилами единой, святой, соборной и апостольской Церкви. " То   есть   определяющий    фактор    целости  и единства  Народа  Божиего     в  его   концепции  по  преимуществу     запределен, трансцендентен.  Но  только по  преимуществу,  поскольку   вера  и  молитва  упоминается  все-таки в связке  с  делами. 
Что  касается  второй  проблемы,  а именно   активизации   в  братстве  Божьего  народа    деятельного  социального  начала,  то  она,  судя  по  всему,  решается   в  концепции  не  по  преимуществу,  а  исключительно   на  запредельном  уровне.
Согласимся ,  что  основания  для  ориентации  на  запредельное   существуют  -  стремительный  характер   начавшегося   православного  возрождения России  в  пользу  этого   несомненно    может   свидетельствовать.   Но   понижать  роль  чисто   рациональных   факторов  как в  реализации     целостности   и  единства    Народа Божьего,  так  и  его  социальной  активизации  -   это   все- таки    неосмотрительная    крайность. И здесь самое  время  вспомнить  о  третьем  звене    в  связке вера-молитва-дела   -  о  делах.

В  концепции  А. Нотина,   в которой   противоречие  между   идеальным  и  материальным,   порой  усиливается  до абсолютного, непреодолимого,   таковым же  оказывается ,  что  совершенно  естественно,     и  противоречие   между  Царством Небесным   и   "царством  божьим"  на  земле.  Но в   Евангелии  такого  крайнего  обострения этого противоречия  нет, поскольку  идея  индивидуального   выделывания  в  себе   нового  человека    в  Благой  Вести заявлена предельно  четко   - вся  Нагорная  Проповедь   по  существу об этом. Рассуждение  Иисуса Христа  об   узком   пути  в  Царство  Небесное -  что  это,  если   ни   понуждение  к  строительству  Царства Божьего      в  себе  уже  здесь , на   земле.   В  этом   смысле  такое    индивидуально  выстроенное    в  себе ( по  традиционно  сложившимся   соборным  требованиям и установлениям ) земное  царство   и  можно  считать   ключом  к   Царству  Небесному.  И здесь очевидной  становится       социальная  роль  и священника,  и  всей  Церкви    -  как   наставника  и  опоры     при  этом   индивидуальном  выстраивании.
Так  что  полностью   списывать  или  даже  сильно  ущемлять   человеческий  разум -  дело  неблагодатное,  поскольку   именно  ему    предстоит,  скорее  всего,    сыграть   значительную  роль  как  укреплении  целостности и   единства  Народа Божиего,  так и    в  его  социальной  активизации.  А  следовательно, и   в  реализации   всей  концепции,    разработанной   А. Нотиным.
Почему   и  каким  образом.  Понятно,  что эта    концепция     сработает лишь тогда, когда    люди  с   идеальными     устремлениями (ограниченными  традиционными соборными   нормами)   получат возможность     реально   влиять   на  управление  социумом.  То  есть для  Народа Божиего,  чтобы  он   исполнил  свою  социальную миссию,  нужны   определенные   социальные   условия.  Два   из них  совершенно   очевидны:   развитое  самоуправление  и  жесткое, абсолютное  разделение    власти  и  денег.
О  чем   идет речь, если по существу, без  детализации. Субъекты федерации(или губернии) разделены  на  районы(уезды), во главе которых  находится  совет( дума), выбираемый  прямым голосованием  и исключительно   по  одномандатным   округам , плюс  простая и легко реализуемая  процедура отзыва   депутатов. Совет этот утверждает (или отказывает  им  в  доверии) всех  лиц, возглавляющих  на  территории  района  главные  службы  жизнеобеспечения(  глава  милиции, главврачи  всех больниц и поликлиник, директора   школ  и прочих учебных заведений  и  т.д. Соответствующие  специализированные  губернские органы управления предлагают  кандидатуры  специалистов на эти должности, совет их утверждает  или  нет.   В   полном распоряжении   совета   находится и  бюджет района, в котором сосредотачивается  бОльшая   часть  доходов, собираемых в  районе. Такой  районный  совет , обладающий реальной  властью  во  всей ее  полноте  и  одновременно  находящийся  под реальным и  жестким контролем  граждан  (  простая  процедура отзыва депутатов, возможность отказа в  доверии  чиновникам )   быстро  окажется настолько     авторитетным органом   местной  власти, что    появление  в нем   людей  случайных , с  ущербленным  чувством  ответственности  будет  полностью   исключено,  а  выборы  в  такой  совет  будут  демонстрировать    реальную 100-процентную явку.
Но  все  это    может случиться   при одном условии  -  денежные   мешки   должны  быть   заблокированы на  самых  дальних подступах  к   таким  советам   и к  чиновничьим  должностям   -  через  введение
имущественных  и  доходных  цензов   для     кандидатов   в депутаты  и  в  чиновники.  Существующие   и  быстроразвивающиеся    информационные  инфраструктуры  вполне  могут    стать  основой  для  проведение   выборов  исключительно  за  счет районной   казны - организация дискуссий между  кандидатами  на  сайте  районного  совета  с  трансляцией  через  интернет  или районное ТВ больших  затрат  не  потребует . Кандидатам нужно не много - изложить  свои  программы  и  показать  в  дискуссиях  свои возможности   их  реализации - районному  телевидению это вполне  по  силам.
Денежные  же   мешки     пусть  занимаются  благотворительностью и бизнесом .   По  законам,  разработанным  средним  классом. 
На  тех  же  принципах  можно  выстроить  власть  и в  губерниях и в  государстве  в целом.
Так  что под  две эти   задачи(  самоупрвление+  разделение  денег  и власти)  партию   создавать   все-таки  придется.  Создать  ее,  опираясь на нее  взять  власть,   провести преобразования  и затем ... самоустраниться.
Без  этого  все  благие  мысли  о  Народе  Божием так   и останутся,  скорее всего,  только  благими  мыслями. 

Валерий  Суриков. Задонск






 
This page was loaded сент 22 2017, 2:54 am GMT.