Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Два прозаических впечатления

Д. Пригов Три Юлии , рассказ (http://magazines.russ.ru/znamia/2007/2/pr6.htm)

Оценка 9

Да, да тот самый Дмитрий Александрович Пригов. Именно он написал этот великолепный рассказ. Хотя, казалось бы, подобное уже невозможно в принципе, поскольку годы игры в гляделки с милацанером( или как там его ) даром не проходят и ожидать , уж если человек, наконец, решает отвести взгляд от предмета обожания, можно было что-нибудь в высшей степени манерное ( или, в крайнем случае, умеренно манерное, как его второй рассказ в этой подборке). Но получился очень естественный и одновременно изысканный рассказ. Рассказ о жизни. Рассказ, который нельзя пересказать - не разрушив, не уничтожив его при этом. Три Джульетты, три Юлии -- две женщины и кошка ... В этих трех ортогональных координатах описывается банальнейшая из банальных, между прочим, история. И самое удивительное заключается в том, что убери третью координату--убери кошку -- и все рухнет ... Какая уж там "девятка" -- и "тройку" не высидеть .

И еще. Начинающие стареть мужчины из числа пишущих любят сцеживать в свою прозу накопленные в душе яды -- освобождаясь от них, видимо, таким образом. Лет пять, наверное, потчевал нас коллекцией своих жизненных впечатлений блистательный В. Маканин, недавно собрал их даже в роман. Только что примерился к этой зыбкой почве и Евгений Попов (рассказ "Крестоводвиженский" ," Знамя" 2007,1)...

А вот у Дмитрия Александровича рассказ получился классически светлым и чистым...



Ирина Василькова Художник по свету ,рассказ (http://magazines.russ.ru/znamia/2007/2/va4.html)

Оценка 10

Так называется вся подборка рассказов Ирины Васильковой, но " десятку" я выставляю именно рассказу под таким названием. И хотя он по объему самый маленький, четыре других вполне можно рассматривать как своего рода эскизы к нему... В них, как мне показалась, И. Васильковой и оптимизируется манера письма-- выстраиваются гармонические отношения между смыслом и собственно стилем , изобразительными средствами. В последнем рассказе смысл и стиль, доселе достаточно независимые друг от друга, как раз и синхронизируются, соподчиняются. Читать, без риска напрасной потери времени, можно все пять рассказов, хотя, скажем, "Луч фонарика...", скорей всего, покажется слишком уж эскизным. " В "Коросте" и "Караимском кладбище" изобразительные средства получают явно избыточную власть над смыслами -- подгоняют торопят их( коллизии завершаются, скорей, внешним авторским усилием, а не по внутренней логике). Очень близок к совершенству рассказ "Ниночка" . Но в нем сделана попытка передать одно, наверное, из самых сложных состояний женской души -- со сложностью задачи и связаны претензии к рассказу. Финальное умиротворение героини не кажется до конца убедительным. Но в статическом варианте ( то есть без действия, поступка ) убедительного (для внешнего наблюдателя) мира в душе в этой ситуации не получить. Попытка же такие действия подключить неизбежно переведут рассказ "Ниночка" в повесть "Елена Ивановна "...Возможно, повесть и следовало бы написать.


Валерий Суриков г. Задонск

Мой сайт - http://www.vsurikov.ru/

Подписка на мою рассылку ­— http://subscribe.ru/catalog/media.news.online.adviseread
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments