Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Национальное и имперское - письма из провинции.Письмо 2

Национальное и имперское - письма из провинции.

Письмо второе: кондовые либералы и национал- демократы


Начать придется с этого, поскольку, во первых, надо наметить некоторую грань, к которой нельзя, по-видимому, даже приближаться… К тому же такие контакты в последнее время имели место и даже вызвали надежды (http://www.rus-obr.ru/lj/10091), что национал -демократы и либералы «сольются в экстазе», а либерализм в России таким образом станет исключительно национал демократическим…. Присоединяться к этим восторгам, скорей всего, не стоит, поскольку ничуть не меньше вероятность и того, что в результате слияния даже национализм в России станет паскудно либеральным… Да и связаны они ( восторги ), похоже с самим фактом контакта националистов с кем-то иным - с фактом выхода их из кружковой изоляции...

Поиск точек соприкосновения для тактического маневра, нет слов, дело важное. Но только соприкосновения. Либеральная парадигма свою привлекательность утратила в России, можно считать, полностью. М. Калашников очень убедительно, с цифирью в руках, показал недавно ( http://m-kalashnikov.livejournal.com/790516.html). бесперспективность для России социального процветания по-европейски, а следовательно, провальность всех прежних и новейших планов пропихнуть все-таки Россию в царство земное со столицей в городе Брюсселе.. Провален, следовательно, и русский национализм с либеральными примочками - с надеждами, что стоит только России «избавится от азиатчины» , и она тут же, и с величайшими благами для себя, окажется на своей «культурной Родине» - в Европе.
Вслушиваясь сегодня в национал- демократические речи, ловишь себя порой на очень неприятном ощущении, которое в одной своей реплике очень точно передал Андрей Савельев : «какая-то фантастическая …. ненависть к России. Вполне по-смердяковски: "Я всю Россию ненавижу-с"..!» Но, если эта ненависть, действительно, существует, то источник ее не житейский, а, скорей, концептуальный...
Есть некоторый стереотип, некоторая схема… Россия целиком - вместе со всей своей историей, культурой, религией, вместе со всем своим народом, странноватым и никак не желающим стричься под Европу - в нее никак не укладывается. Это ясно ощущаемое цивилизационное упрямство России для носителя стереотипа вполне может стать постоянным источником раздражения, неудовольствия, дискомфорта, которые внешним наблюдателем и воспринимаются как ненависть… Причем нельзя исключать, что и сам носитель видит это и, возможно, даже страдает от неизбежности драматической связки: чтобы утвердить свою концепцию приходится изводить все традиционное, объявлять его ничтожным, несуществующим… Возьмем ненормативную лексику, березки, пару мультиков из советских времен - все остальное побоку. И будем строить нацию заново. Так, правда, пока не говорится, но объекты для отсечения уже намечены. Ну, например, имперский опыт, в котором, мол, ничего кроме самозакабаления не было… Всякую там поповщину в любой форме - за скобки в обязательном порядке…
А ведь эта связка и питаемое ею раздражение должны, казалось бы, указывать на безнадежную наивность концепции…. Был же, был уже опыт строительства с предварительной и достаточно мощной расчисткой пространства от всего традиционного… Если разобраться, то слишком уж ретивое уничтожение связей с традиционным и погубило советский проект - обеспечило его эволюцию в том направлении, которое, в конце концов, состоялось. Оголтелый государственный анти-теизм, связанная с ним и впопыхах подобранная на западных задворках концепция классовой нравственности были, наверное, самым крупным просчетом колумбов 1917 года.
Подходы определенной части наших национал-демократов вполне можно рассматривать как большевистские. И лучше не пытаться представить, что может получиться, если, не дай Бог, их удастся реализовать - в какое чудовище может воплотиться в 21-м веке идея строительства национального государства на полупустом месте.
Понятно, что намерение выплести Россию из ее собственной традиции, истории, культуры не может не вызывать протеста. Это намерение не может не восприниматься как агрессия. И такая агрессия, к тому же поданная так, как она подается временами, например, Константином Крыловым, - спокойно, с академическим слегка металлизированным холодком,- на порядок выше и опасней сумбурной, эмоциональной, растрепанной агрессивности П. Калитина
Агрессивное отношению к историческому опыту России, которое закрепилась в части националистической среды, несомненно провоцирует и нынешняя власть России. Она, здесь можно согласиться с С. Сергеевым, действительно, неэффективна и безумна - настолько деяния ее не соответствуют национальным интересам страны. Отсюда ощущение, что « мы находимся в некоем тупике» - оно-то непроизвольно и подается как оценка всей истории страны: ничего «духоподъемного в русском прошлом империй» не обнаруживается…
Эта категоричность - конечно же, психологический срыв. Причем, не индивидуальный, а опять-таки концептуальный. Всё национал-демократическое направление является, по суще ству, таким срывом. Это, ведь, тоже почти безумство оценивать что-то в истории, исходя не из конкретной исторической ситуации, а с помощью современных эталонов, естественно, западноевропейских по преимуществу. Дикая, в общем-то, логика: если у нас до сих пор не как в Европе, значит, у нас ничего достойного внимания и не было, и Россия - вообще - тысячелетнее историческое недоразумение…
А если наша не-европодобность - БЛАГО…. А вдруг - благо?...Что тогда…
Об этом «тогда», как раз и задумывается Александр Проханов. Предельно кратко его выступление на круглом столе, но в нем схвачено главное, без понимания и признания чего не будет ни русского государства, ни русской нации. Да и европейской цивилизации в традиционном понимании ее, пожалуй, тоже не будет….

«Какая черта может быть определена, как сугубо русская? … Мне кажется, что русский народ на протяжении всей своей истории был мессианским народом... То была имманентная черта русского народа…И вот эта черта русского мессианства, если ее изъять из русского сознания, если ее выдавить и оставить вместо нее только уровень или степень благ, которые должен потреблять народ, не оставит ли она нас без русскости? Уровень потребления – не является ли это такой, по-существу, глубинно антирусской идеей, антирусской мыслью? Потому что общество потребления, которое на наших глазах умирает, издыхает, оно своей альтернативой будет иметь общество творчества, интеллектуального, и, может быть, морального героизма. А уровень человеческого потребления будет резко снижаться. Он достигнет тех пределов, которые позволяют людям учиться в университетах и бороться с такой страшной для людей категорией, как смерть».


Насчет провальности идеи экспресс-европизации России можно, конечно же, спорить и спорить, и появление какой-то комбинации из демократии и национализма, соответствующей русской исторической традиции, полностью исключать нельзя. Так же, как нельзя не принимать во внимание следующее.
Это диффузное, сугубо пограничное образование под названием национал- демократия, несет на себе и еще одну - исключительно политическую - нагрузку… Дело в том, что оно обладает всеми признаками типичной псевдоморфозы: это исконный русский национализм, основательно проработанный западноевропейскими либеральными флюидами, с почти тотальным выщелачиванием всего традиционного. И это -фантастически удобный плацдарм для западного наступления на Россию. Оторванная от традиции националистическая риторика, напитанная либеральным дурманом - что еще нужно для сокрушения традиционного русского национализма. Который к тому же существует пока еще в весьма и весьма неопределенной форме…
Жив бы был какой-нибудь из Даллесов, он бы это и придумал; и предложил бы в качестве одного из новейших средств ослабления России… Мол, поддержим окопавшихся на плацдарме, стравим их с традиционалистами-имперцами - пусть волки кушают друг друга, а мы тем временем довершим свое…

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments