Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

XI Русский народный собор

Собор - главное политическое событие прошедшей недели. Он остается таковым несмотря на демонстративную индифферентность власти и СМИ. В. Милитарев в своем объяснении последнего столь же близок к истине: " Думаю, что власти восприняли тему Собора "Богатство и бедность: исторические вызовы России" как "бунт на корабле", пусть и "бунт на коленях"", как и далек от нее. Потому и демонстрируют( или держат паузу), что видят :сегодня это уже не бунт на коленях ,а осмысленное, позитивное, выверенное долгосрочными интересами России оппозиционное давление на власть. Да, семь лет тому назад социальную программу церкви можно было воспринимать в качестве забавы попов, получивших возможность публично высказываться. За прошедшие годы сформировалось устойчивое понимание политической значимости этой программы, а ее основной инициатор митрополит Кирилл, вне всякого сомнения, превратился в одну из ведущих политических фигур современной России. Это стало понятным уже после предыдущего, десятого Собора, когда он попытался сформулировать для страны, для российской и всей европейской цивилизации, ориентир лет, так, на 200 вперед. На XI Соборе был сделан следующий шаг, ориентированный уже на текущие проблемы России и потому оппозиционный явно.
В своем выступлении на Соборе митрополит Кирилл не счел нужным прямо напоминать об основном евангельском социальном принципе - принципе личного самостеснения. Подобный акцент в стране , где 20 процентов граждан живут на грани бедности, был бы, конечно, кощунственным. Но в контексте мысль о необходимости самоограничения в потреблении присутствует у м. Кирилла постоянно. И что очень важно это идея в одном месте искусно подверстана к мысли о необходимости движения России на северо-восток ( освоение Сибири и т. д)
Основа подхода к проблеме бедности определена им очень корректно:
"....В культурном коде России есть мощная традиция утверждения приоритета духовных ценностей над материальными. Она характерна для всех традиционных религий России. В национальной культуре можно часто встретить прославление тех, кто ради духовной жизни или любви к Отечеству жертвовал своими земными благами. Удивительно, но факт: эта аскетическая традиция уживается, идя рука об руку, с другой мощной традицией - бережного и благодарного отношения к богатству, которое дает возможность совершать добрые дела. Установление этих двух архетипов поведения восходят еще к началу XVI века, знаменитому спору между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским."
Но, возможно, уже и пришло время призвать с амвонов иерархов власти ( хотя бы их для начала !) брать на себя определенные обязательства по части ограничений в личном потреблении. Жена московского градоначальника с годовым доходом в три миллиарда долларов это, прежде всего, не очень прилично. И если уж так сложилась жизнь, что деньги прут, и никуда от них не деться, то ограничь хотя бы себя сам - плати по собственному добровольному намерению налог процентов под 70 на эти дурные деньги...
Легко заметить, что решение Собора (Соборное слово) значительно радикальнее доклада митрополита. В частности, по двум позициям оно находится в прямой конфронтации с бюджетным посланием президента(это предложение Собора о прогрессивной шкале налогов на сверхдоходы и предметы роскоши и категорический отказ поддерживать намерение " резко увеличить налог на жилье в соответствии с определяемой рыночной стоимостью" ).Поставлен перед властью и вопрос о мотивах нынешнего размещения средств стабилизационного фонда вне пределов России, о необходимости его использования для более эффективного решения внутренних проблем.
Исключительно важно и то обстоятельство, что все предложения Собора и все его вопросы к власти направлены не в пространство, а подаются как вопросы для обсуждения на Государственном Совете....
Чрезвычайный интерес представляет пресс-конференция митрополита, особенно его рассуждения о Соборе как представительном институте(или институте представительства ):
"На вопрос Правой.Ру, что именно на прошедшем Соборе стало открытием лично для митрополита Кирилла, владыка ответил, что сам по себе Собор – довольно рискованный проект, в котором можно легко столкнуться со стихией открытого пространства. Это — огромная группа людей, которыми нельзя манипулировать и очень твердо держать в каком-то порядке и которые очень искренне, эмоционально реагируют на то, что они слышат. «Это – единственное место, в котором докладчика или оратора могут вынести вперед ногами, если он будет говорить глупость. И не постесняются», — пояснил Владыка. «При всем этом сложном характере этого Собора, он является уникальным местом общенациональной дискуссии. Если мы потерям эту эмоциональную сторону, это человеческое измерение Собора, мы очень многое потеряем. Собор должен оставаться Собором, маленьким вече, — поделился своими наблюдениями митрополит Кирилл. — ... Но если это будет только вече, то мы потеряем интеллектуальную составляющую"
"Это – действительно то самое место, где народный дух соединяется с народной мыслью».
Вполне можно допустить, что в рамках Собора постепенно формируется некий особый институт интеллектуальной и нравственной власти . И этот институт НЕФОРМАЛЬНОГО представительства своими инициативами, идеями, полной бескорыстностью и способностью к корректному сопротивлению вверх может оказать решающее влияние на дела и мысли в органах формальных, конституционных

Не могу не отметить, еще два момента.
Во-первых , очень мощно подвел итоги собора в своем коротком материале "Институт духа" А. Дугин. Схвачено и передано главное "церковь начинает осознавать себя социально-политической силой, не только религиозной, но и социально-политической" .Несомненный интерес представляют и егорассуждения о понимании бедности тремя главными конфессиями христианства.
Второе замечание не связано непосредственно с тематикой XI Собора . Но если рассматривать последний собор в связке с Х Собором, нельзя не задуматься, не обратить внимание на то , что этот институт явно и, главное, в адекватном, перспективном толковании постепенно перехватывает инициативу по части русского национализма. Д П Н И , КРО и все прочие марш-броски в национализм довольно-таки быстро превратятся в пустые формы - вся русская национальная энергия уйдет в этот Собор. Еще два-три конгресса, и это станет очевидным....
Материалы Собора
Интервью митрополита Кирилла
Выступление митрополита Кирилла на Соборе
О пресс-конференции митрополита Кирилла
Соборное слово Собора
Резолюция Собора о "О развитии отечественной системы религиозного образования и науки"
А. Дугин Институт духа

Валерий Суриков г. Задонск
Мой сайт - http://www.vsurikov.ru/
Подписка на мою рассылку — http://subscribe.ru/catalog/media.news.online.adviseread
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments