Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Конус чтения. Понедельник 27 июня 2005

Конус чтения. Понедельник 27 июня 2005
Контрреформация ( http://www.kreml.org/other/88044493 ) .Общее впечатление: далеко не лучшая реализация хорошей идеи. Похоже , это—компромиссный документ: члены консервативного совещания ( в той мере, в какой можно судить об этом по их публикациям) однородным сообществом не являются, и очевиден определенный идейный перекос в сторону с п е ц н а з о в с к о й фракции совещания.
С поставленным диагнозом вполне можно согласиться — существует реальная угроза утраты Россией собственной цивилизационной идентичности и (следовательно) государственного суверенитета. И судорожные метания от революций к реформам и обратно, действительно, могут оказаться банальнейшей процедурой такой утраты. Однако предложенное лечение особой пластичностью не отличается и, возможно, в первую очередь потому ,что выводится из принципиального противопоставления предлагаемой идеологии реформам . Экстремистское « ИЛИ – ИЛИ» (заметим. очень типичное для России ) ,на котором построен контрреформистский меморандум выглядит весьма и весьма р е в о л ю ц и о н н ы м, и попытка его практической реализации может обернуться все той же бесконечной цепочкой из революций и реформ , хотя и будет ответвлением с особенностями.
Чтобы не выродиться в особую форму революции контрреформизм, как представляется, должен быть направлен не против реформ как таковых, а против утвердившегося на просторах западной цивилизации СТИЛЯ реформ . Стиля, в котором возобладало ничем не ограниченное освоение, опредмечивание реальности и ненасытное ее потребление . Этот языческий по сути своей стиль так и не смогло за два тысячелетия одолеть христианство и главная христианская идея — идея самостеснения — так и не вышла за пределы очень и очень ограниченного круга.
Сдержанные реформы, ориентированные на культивирование и утверждение сдержанности в существовании... Таким образом определенная идеология контрреформизма мгновенно освобождается от всяческих крайностей . На подобной основе можно будет укреплять цивилизационную идентичность России, не прибегая к таким ультра- понятиям, как русское национальное государство ( оно(понятие) остается экстремистским, революциогенным даже в такой изысканной формулировке, как «субъектом суверенитета в современной России должна быть полиэтническая (многонародная) русская нация, которая и является народом России» — какой российский подданный из татар, украинцев, евреев , чеченцев, из всех остальных без исключения согласиться быть представителем «полиэтнической русской нации»….).
Здесь нелишне напомнить, что идеи самоограничения не являются экзотическими для российского теоретического мышления. В своих последних работах именно на таких идеях выстраивал перспективу для России А.С. Панарин. Мне приходилось уже комментировать панаринскую экстраполяцию, и я здесь лишь сошлюсь на свою публикацию (http://www.proza.ru/texts/2005/02/26-39.html)
А.С. Панарин не использует такого термина ,как контрреформация. Но его основанная на идеях самоограничения концепция «творческой реинтерпретации модерна» (западная цивилизация, по А.Панарину, не смогла осилить модернизацию модерна и по всем позициям стремительно скатывается к контромодерну) предстает, если разобраться, именно как концепция контрреформации — как концепция принципиального противостояния оформировашемуся за последние века европейскому СТИЛЮ реформирования. При этом панаринские построения прекрасно вписываются в европейскую просвещенческую традицию, они хорошо коррелируют с хайдеггеровским оценками технических безумств европейской цивилизации, они не в коей мере не противоречат традиции российской ,но обходятся без идеи национального государства и отдают должное роли, которую играла и играет в истории России ее этническое разнообразие .
Складывается впечатление, что контрреформаторский меморандум является неким частным вариантом панаринской концепции и можно даже показать при каких условиях последняя редуцируется до комментируемого меморандума.
Эта концептуальная привязанность меморандума к панаринским разработкам и находит отражение в том ,что в своей практической части меморандум по существу и выступает с идеей сдержанных, осторожных ,деликатно проведенных реформ.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments