Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Цинизм?...Вероломство?... Или все-таки жертва качества

Цинизм?...Вероломство?... Или все-таки жертва качества…

В первооктябрьском жесте президента Путина есть вещи очевидные, и они, естественно, не остались без внимания комментаторов. Соглашаясь возглавить список ЕР, да еще в единственном числе, В. Путин, конечно же, меняет статус декабрьских выборов - превращает их в референдум о доверии. В. Третьяков несомненно прав - этим жестом он ставит под удар « реальную популярность реального общенационального лидера». Это - жертва. Но она может оказаться и жертвой качества - жертвой ради некой стратегической цели.
Цель несомненно должна быть из числа глобальных, поскольку в жертву приносится не только популярность, но и первые результаты ( пусть невесть какие, но все-таки) партстроительства в стране - всем понятно, что «второй ноге» представительной власти, столь заботливо взращиваемой господами Мироновым и Сурковым, в декабре почти не на что рассчитывать.
Допустим, что этот псевдореферендум затеян В. Путиным всего лишь с целью обеспечить себе, как минимум, место премьера при неком слабом президенте (запланированном): ЕР побеждает на выборах столь сокрушительно, что преемник ( еще неизбранный) превращается в политическую фигуру второго плана. То есть осуществляется своего рода инверсия в связке президент-премьер, и мы фактически получаем третье путинское президентство. Есть и другая возможность, рассмотренная, например, у К. Мартынова (http://www.russ.ru/politics/docs/nauka_pobezhdat__1) - прямиком в президенты через досрочную отставку и перенос президентских выборов. Но такие планы - ужасны, циничны, вероломны. И нам тогда предстоят, если судить, в частности, по продолжительным, долго несмолкающим и переходящим в овацию аплодисментам на 8-ом( почти 18-ом ! ) съезде правящей партии, не самые лучшие дни. И деваться будет некуда - придется объявлять общероссийскую подписку на сбор средств для памятника кудеснику Станиславу Белковскому, поскольку эти планы вполне можно отнести к разряду « побег в Баден Баден» (кажется именно туда, по прикидкам С. Б. и должен бежать в марте 2008-го В. Путин ).
Но можно допустить (пока можно ) и другое: цель президента все-таки не столь утилитарна и принесенная им жертва есть действительно жертва качества, открывающая возможность( после благословления от народа на «референдуме») осуществить определенную политическую модернизацию страны. Причем вовсе не в том достаточно сомнительном варианте, о котором ведет речь Г. Павловский – «разделить после президентских выборов понятия "власть" и "политическое лидерство"» ( сомнительном потому, что в России два эти понятия неразделимы - сам факт перманентного мутирования, непременного подстраивания под власть очередного главного квазипартийного образования об этой неразделенности прежде всего и свидетельствует).
Да, разделить, но только не власть и лидерство, а в самой власти отделить собственно власть от управления - перенести в круге обязанностей президента центр тяжести с управления на идеологию. Идея подобного разделения(смещения центра тяжести) в крайнем варианте сформулирована и даже детализирована в проекте конституции России Михаила Ремизова. В эмбриональном состоянии эта идея, по-моему (http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=newkurs.htm ), присутствовала уже в послании президента 2006 года.
В начале апреле уже нынешнего года за подписью того же М. Ремизова был опубликован оставшийся, увы, без должного внимания комментирующей публики меморандум Института Национальной стратегии "Смена власти-2008 и необходимость конституционной реформы в России"(http://www.apn.ru/publications/article16881.htm) , где предлагался план одномоментного переопределения функций президента в России. Комментируя этот план, я попытался было отыскать http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=20070620.htm ) хоть какую-нибудь возможность постепенного переопределения - без явных покушений на действующую конституцию. Такая возможность в принципе существовала - хотя и была из числа крайне экзотических, осуществимых разве что где-нибудь на затерянном в океане островке… Во всяком случае, возможность, которую обнаружил и предложил 1 октября сам Путин, выглядит весьма и весьма банальной на фоне той экзотики.
Действительно, а почему бы и нет - вложить весь свой политический капитал в ЕР, обеспечить ей сокрушительную победу на выборах(настолько, что любой преемник не посмеет не предложить первому номеру в списке сформировать правительство) и в качестве премьера сосредоточить в своих руках реальное управление хозяйством страны. Оставив за президентом такие направления как внешняя политика, безопасность, просвещение, культура…
Такое разделение, похоже, действительно возможно в рамках действующей конституции. И исключительно через ряд федеральных законов, стимулирующих постепенный перенос центра тяжести управления с президента на правительство, усиливающих степень ответственности последнего перед парламентом?.. Подобному переносу очень способствовал бы закон об Администрации Президента, определяющий сферу влияния этого ЦК-овского мутанта и передающий часть прав последнего в пользу управления делами правительства. Очевидно, что эта операция может оказаться совершенно безболезненной для страны, если сам действующий президент по окончании срока своих полномочий переместится из Кремля на Краснопресненскую набережную...
Что же остается в таком случае президенту? Все, что предписано им конституцией. Но лишенный аппарата такой мощи, как нынешняя АП и понимая, что управление сосредоточено в руках выдающегося менеджера, он естественным образом освободится от управления хозяйством страны и может сосредоточить свое внимание на тех направления, которые, собственно, и формируют государственную идеологию, национальную идею - называйте это, как угодно. Это - внешняя политика, культура и просвещение. Направления, которые могут де факто переподчинены президенту непосредственно и получить в обновленной его АП особое представительство.
Понятно, что для успешного перехода к реальному разделению власти и управления необходимо одно важное условие - искреннее и полное взаимопонимание нынешнего и будущего президента. Они должны быть безусловными соратниками, они должны абсолютно доверять друг другу. И осуществить... фактическое президентское двоевластие в тот переходный периода, пока перераспределение полномочий будет фиксироваться в поправках к конституции.
Какому из двух планов отдал предпочтение В. Путин первого октября пока не понятно. Ясность внесет фигура преемника. При всех своих достоинствах В. Зубков никак не может претендовать на роль президента-идеолога. Он всего лишь эффективный менеджер, причем, пока узко специализированный - свои возможности приблизиться к статусу менеджера-универсала он еще должен продемонстрировать. Не поворачивается язык назвать президентом - идеологом и самого В. Путина ( он сам дал себе отрицательную оценку по этой части в последнем послании , когда решительно отмежевался от русской интеллектуальной забавы разыскивать национальную идею).
Да, он лидер нации на сегодня. Но исключительно как неординарный управленец. И, лишившись реальной возможности управлять, он, скорей всего, довольно-таки быстро утратит свое лидерство.
Не исключаю, что В. Путин к концу своего второго срока пришел к пониманию необходимости разделения в России власти и управления, утвердился в намерении начать это разделение и после жесткого обсуждения со своими главными помощниками жестом от первого октября положил начало этой непростой процедуре. И нас после парламентских выборов ожидает тогда еще одна неожиданность от Путина( та самая, неизбежность которой очень остро почувствовал В. Третьяков) - фигура его диковинного преемника.
Осуществляя нечто подобное, президент Путин, вне всякого сомнения, превращается в одну из ключевых фигур русской истории.

Валерий Суриков
5 октября 2007 года
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments