Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Последний российский западник - три статьи А. Янова

Александр Янов и является, скорей всего, таковым. Его три письма (" О смысле современных событий. Письмо третье", http://www.apn.ru/publications/article17714.htm, Письмо первое, Письмо второе) опубликованы, но отклика, похоже, не вызвали. Такое обычно бывает в двух случаях - когда идея еще не вызрела или когда она отжила. Естественно, что речь здесь идет о западничестве идейном, о западничестве как идеологии, как целостном мировоззрении, а не о каких-то там предпочтениях в теориях экономических , эстетических и прочих.
А. Янов - циклист и , как у всякого ортодоксального циклиста, все в его модели осуществляется строго по кругу без малейших искажений и качественных разрывов. Он определенно не задумывается о том, что нынешний, как ему кажется, заход, России на очередной круг идет в особых условиях, важнейшим среди которых является то обстоятельство, что Россия перестала смотреть на Запад снизу вверх, в то время как и "новомировцы" и "молодогвардейцы" смотрели именно так. Разница же была в том, что первые смотрели с некоторым обожанием, вторые - с явным протестом. Сегодня же Россия и Европа смотрят друг на друга практически с одного уровня - жизнь уравняла нас. Мы несомненно поднялись, в том числе и благодаря великой русской революции, которая при всех своих колоссальных издержках, при всех гнусностях и падениях была все-таки эпохой исключительного душевного подъема и воодушевления. Запад не знал такого взлета цены идеального - он, наоборот, особенно последние полвека медленно опускался, явно не выдерживая тяжелейшего испытания - благополучным существованием, профессионально поставленными правами человека и прочими благами. Все это решающим образом - и над этим опять-таки, увы , не задумывается А. Янов, меняет смысловую нагрузку чаадаевской максимы, на которой Я.Янов во многом и строит свою аргументацию. Если " моральное обособление от Европы " в 19-м веке еще можно было рассматривать в качестве признака цивилизационной неполноценности России, то сегодня подобное обособление превращается в необходимое условие выживания . И России, и цивилизации в целом. И "лестница Соловьева " - «Национальное самосознание великое дело, но когда самосознание народа переходит в самодовольство, а самодовольство переходит в самообожание, тогда естественный конец для него есть самоуничтожение» - за 20 век изменилась для России до неузнаваемости. Вверх она теперь направлена, судя по всему, а не вниз. От почти полной задавленности внешним - к росткам самоуважения, к извечному спутнику последнего - к недовольству собой и далее к национальному самосознанию. Это и есть выход из тупика - возможность выпрыга из цикла кружения...
В 19-веке Россия тянулась к Западу подсознательно, почти инстинктивно. Опыт 20 века, увенчанный катастрофой его последнего десятилетия, позволяет сегодня России сознательно отстраняться от Запада. О-странять Запад и от-страняться от него.
Мысль о том, что западный вариант европейской цивилизации оказался тупиковым проектом, сегодня еще может быть отнесена к числу экзотических и даже полубредовых. Но время работает именно на эту мысль.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments