Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Три этюда об Идеальном: Евгений Попов, Елена Долгопят, Мария Ульянова.

Евгений Попов Как писатель Гдов в историю влип http://magazines.russ.ru/znamia/2010/2/po7.html

  Этот текст    был   опубликован  аж  в    февральском    «Знамени»  за  2010 год.  Рассказ  о   магическом -   анонсирует  автор … Так ,  стеснительно,   названо  Е.  Поповым   идеальное  -   видимо,  чтобы   не   пугать   читателя.  И  достаточно    странное,  надо  сказать,  идеальное…     Упрятанное   куда-то    в  историю страны…  фактически  не  названное… которое   еще  каждому  придется   самостоятельно   извлекать…. Каждому  из  тех,  кому   удастся  -  кто  найдет  деньги,  чтобы   купить  одну    очень  дорогую  книгу.  Лишь  президент  да  патриарх  имеют  такую  возможность  -  из  числа  лиц,  которых  такое  приобретение  может  в  принципе  заинтересовать.    Собственно,   весь  рассказ состоит  из  письма, которое  пишет  человек,  уже  почувствовавший  каким-то образом,  что  ему  это  книгу      регулярно   читать  край  надо,  своему   другу  закадычному,  который  это      еще   этого  не  почувствовал(  и  возможно никогда  не  почувствует  ), но  у   которого  периодически       случаются   деньги…  Такой   вот    незатейливый   сюжетик  и  очень  обстоятельно,  с  выдумкой  и  изобретательностью  продуманный   камуфляж…

  Какое  еще   вы  выдумали  идеальное?..  Человека  книга  одна  заинтересовала   -  вот    он  и   ищет    старого  друга,  чтобы  если не   занять ,  то   убедить  его  купить  эту  книгу  для   себя -     чтобы  к  нему  можно    было ходить  читать  ее…

Не  шедевр,  но  очень  качественная   работа.  И  красиво   сделанная….


Елена Долгопят Кофе

http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2011/10/do6.html

  Если    у  Евгения  Попова  идеальное -  вполне  конкретный   -   материализовавшийся  -  образ,  то   у  Елены   Долгопят оно - что-то  вроде   галлюцинации  -  особое  состояние   души,    обнаруживающие    себя  внезапно  и  неумолимо.  Елена   Долгопят  не  исследует  это  состояние  -  ее  интересует,  судя  по  всему,  лишь  переход   -  порыв в  него.  И   случайность  этого  порыва…    Предельно  точно  выделена       определяющая  особенность  внезапного  разворота    человеческой   души   к  идеальному   -   амнезия,  потеря   памяти,  знания  о  себе  и  прожитой  тобой  жизни.  Это  именно  так:  весь   реальный   опыт  должен  исчезнуть,  забыт  -    только  таким  образом  можно  подступиться ,  приблизиться   к  истинно    Идеальному…   Кофе   тут  , естественно,  не  при  чем  - его  вполне   могли  заменить   стакан  кефира  или  рюмка хереса.

  Ситуация  внезапного   подключения  к  каким- то  особым   сферам,  никак   не   связанным   с  реалиями   жизни,   рассмотрена  на  трех    возрастных  уровнях:   детство,  отрочество, зрелость. То  есть,  просто  подключение (  один   лишь  внешний   признак   пока  задействован)   -  как  некая  предрасположенность;    далее  - легкое   прикосновение    к   чему-то   совершенно  непонятному,  манящему,     завораживающему;   и   наконец     реальное    попадание  под  жесткий  и  безусловный    контроль   чего-то ,  не имеющего  никакого смысла    -  необъяснимое,  глупое    и какое- то   торопливое  даже попадание…

   В   принципе,  уже   и  о рассказе   Е.  Долгопят   можно  сказать,    что   автор   вплотную  подступает   к       метафизике  -  к   самим первоосновам -  идеального .  Марию   же  Ульянову,  похоже ,  ничего   кроме  этих   первооснов   и  не   интересует  -  она   стремится  лишь  к  одному:    проложить  для    читателя   стежку   к  ним.  Понятно,  что  постижение   таких  основ     не  может  быть   чисто  логическим  -  оно     должен  быть    интуитивны  по  преимуществу. 

 Рассказ  М.  Ульяновой  «Город двух фонтанов» http://magazines.russ.ru/october/2011/8/u5.html

   и   оказывается  наиболее  де-логизированным .  У  Е.  Попова-   логика  смыслов   о-странена,  у Е.  Долгопят   она  подавлена  случайным,    у   М.  Ульяновой   она  практически  полностью    вынесена   за  скобки.  И  оставшийся мало структурированный     субстрат   неясных  чувств,  неопределенных  полунамеков,   отвлеченных  от  реальности    фантазий  становится   главным   «персонажем».

    На  взаимодействие,  общение   с  ним    и       настраивается      читатель.   Задачка   для   читателя  не  простая  и  непривычная.  Но ведь   ясные   призывы   и     логически  безупречные   умозаключения   вы   ведь  все  равно     слушать   не   будете…  Так   что  ничего  не  остается   у  вас, кроме как  вырабатывать в  себе    симпатию,   или хотя  бы  интерес,  к  иносказанием  разного  уровня   отвлеченности…

   Есть ли  смысл  тратить   на  это  время.  Я   думаю ,  что  да.  Каждый  из  этих   трех  рассказов  к   теме  идеального   исподволь     читателя  подводит… Е.  Попов   делает  это  проще  -  ему  проще  и  довериться.   М.  Ульянова    -  предельно  изысканна.    На  внимание   к  ее  тексту  сложней   настроиться.  Но  зато  эффект  встречный   может  быть значительно сильнее.

Tags: Евгений Попов, Елена Долгопят, Мария Ульянова, Русский рассказ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments