Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Великая русская революция и Кондопога ( к обмену любезностями между М.Ремизовым и С. Кара-М

Великая русская революция и Кондопога ( к обмену любезностями между М.Ремизовым и С. Кара-Мурзой )
Подборку комментариев к ряду публикаций, связанных с 90-летием Великой Русской революции, я хочу начать с чрезвычайно важной заметки М. Ремизова( "О революции, http://www.apn.ru/column/article18176.htm), которая была весьма жестко прокомментирована С.Кара-Мурзой ( Методологические основы «гражданского этнонационализма»,http://vif2ne.ru/nvz/forum/2/co/231672.htm). Излишне и необоснованно жестко. К сожалению, эти излишества со стороны С. Кара-Мурзы неизбежны, поскольку, увы, он за деревьями не видит леса - за локальным бунтом в Кондопоге не видит призрака возможной революции. Он рассматривает кондопожские события как публицист или как политтехнолог, и его оценки( и даже его аргументы против С.Ремизова ) вполне адекватны, но только в качестве пубицистических оценок и аргументов. И они могут быть крайне полезны для, скажем, мэров городов, губернаторов...
Оценки же и аргументы М. Ремизова совершенно из другой сферы - они тяготеют к области предельно отвлеченного - философского - понимания . Именно с таких позиций он призывает рассматривать Октябрь. Именно с таких позиций и Кондопога подверстывается им к Великой революции. И пишутся подобные тексты для лиц совершенно другого уровня - для президента, например, - особенно если тот претендуют на роль национального лидера. Или для избранных( имеющих хоть какую-то склонность к отвлеченному мышлению) членов правительства, функционеров администрации. Вот этой глубины С. Кара- Мурза у М. Ремизова не почувствовал и цепляется к последнему, в общем-то по пустякам( пустякам, естественно, в рамках ремизовского подхода).
Я не хочу утверждать, что своей заметкой(даже вкупе со второй ее частью- О революции 2,http://www.apn.ru/column/article18255.htm) М.Ремизов исчерпал тему "мы и наша революция ". Он и сам выделеные им три "актуальные ценности русской революции" - "социальное равенство (в форме солидаризма), антиколониальный прогрессизм, волюнтаризм (он же — вера в организованное чудо)" считает лишь первым приближением. Но, как мне показалось, ему удалось представить эту тему как крайне актуальную. Это очень важно, поскольку "контреволюционного идиотизма" - так М. Ремизов классифицирует неуважительное отношение к Великой русской революции- и в самом деле "хоть отбавляй". Что и зафиксировали юбилейные публикации, показы и пр.....
"...Чтобы не получить новую революцию, режим должен чтить революцию предшествующую, наполняя ее ценности актуальным смыслом"
Это очень простое и совершенно очевидное правило, призывающее к самой обстоятельной и ,главное, постоянной , то есть сквозь призму текущих событий, рефлексии всего значительного в прошлом, а такого, как великая революция , особенно. По причине простоты и очевидности правило, наверное, и остается без серьезного внимания, хотя, если разобраться, такая рефлексия и есть суть миссии и национальной элиты, и тех лиц, что претендуют на роль национальных лидеров.
М.Ремизов, собственно, и пытается такого рода миссию исполнить, когда выстраивает связь между бунтом Кондопоги и Великой революцией - "...Кондопога — это и есть гражданский национализм в его зачаточном виде. Это восстание человеческого достоинства против «традиционных прав» феодальной банды ... Русское большинство с предельной категоричностью отторгает любую претензию на роль «новых господ». Даже высококультурных, доброжелательных и единокровных. Не говоря уже о диких, зловещих и инородных. В этом заключен пока не реализованный потенциал гражданского сознания. И это, кстати, наследие еще той, старой революции, чьи дети и внуки твердили «мы не рабы рабы не мы». "
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment