Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

КОНУС ЧТЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИК 11 июля 2005

КОНУС ЧТЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИК 11 июля 2005

Приятно удивил Н. Гараджа.
Нет, не своей последней публикацией(http://www.russ.ru/culture/20050708_gar.html), где он, увы, все-таки слегка бесноват, а предыдущей (http://www.russ.ru/culture/20050630_gar.html). На просторах «Русского журнала» Н. Гараджа появился недавно, и стремление как можно быстрее утвердить себя явно мешало ему. Мне уже приходилось комментировать(http://www.proza.ru/texts/2005/02/27-26.html) один из его опусов, и я по-прежнему считаю, что именно спешка помешала ему в рассуждениях о толерантности эффективно использовать перспективную начальную посылку .
Предпоследняя же его статья написана в спокойной, обстоятельной манере , и главное — без националистических взвизгиваний. Поэтому ,наверное, и заключительный вывод, при всей его дерзости, звучит вполне конструктивно: «…Выдвижение идеи суверенитета в качестве ценностной ориентации современной российской политики означает предложение альтернативной модели устройства Европы, мир которой строиться на абсолютном и безусловном статусе национальных суверенитетов. Мы не можем защитить свой собственный суверенитет никаким другим способом, кроме как трансформировав миросистему таким образом, чтобы в ней существовали и признавались суверенитеты. В этом смысле идея государственного суверенитета России - это мировой проект».
Двухчастный экскурс В. Малявина в проблематику «матрицы»…
(http://www.russ.ru/columns/poison/20050614.html,
http://www.russ.ru/columns/poison/20050623.html)
Это понятие, действительно, обрело в последнее время громадную и сквозную популярность( даже « братки» и те, кажется, уже включили это слово в свою «феню») и по частоте использования того и гляди оттеснит с первых мест таких лидеров письма и речи как «менталитет», « эксклюзив» и даже «позиционировать».Но предмет озабоченности В. Малявина иной — бытийный— статус понятия «матрица», статус который оно в форме «религиия матрицы» обрело в «гостинных полусвета» с тяжелой руки вездесущего С. Белковского.
В первой части публикации В. Малявина можно выделить три чисто смысловые части. Первая — несколько растянутое и расплывчатое вступление( где-то до ссылки на Декарта)— без него вполне можно было бы обойтись, хотя оно, конечно же, появилось неслучайно , а в качестве своего рода подготовки— разогрева, массажа — мышления. . В следующей части можно заметить скрытую ссылку на Хайдеггера — на те его идеи ,что связаны с развенчанием метафизики. Классический рационализм , тирания техники, забвение бытия и бесноватость всеоцифровывающего интеллекта ( «символическую глубину бытия, которая существует поверх и прежде всего сущего, но ничему не противостоит, он ( этот интеллект ) хочет свести к однозначности понятий, а питаемое этой тайной творческое воображение запереть в клетке умственного схематизма» ) — все это эффектно охарактеризовано с привлечением самых современных реалий. Несомненный интерес в этой характеристике представляет попытка вывести именно из беспредела оцифровывания такие знаменательные явления текущего бытия как свертывание, схлопывание модерна в постмодерн и примитивный физиологизм раннего сорокинианства.
В третьей части к оприходованная цифирью реальности В Малявин очень удачно подверстывает голивудский опус о « Матрице»— о - «высокоразвитой системе искусственного интеллекта, поработившей человечество». Хорошо звучит и малявинский «реверанс» российской публике— она «была просто обречена воспринять художественный вымысел американских кинобоссов как репортаж с места событий». Находит здесь свое место и вариация на тему «матрицы» команды С. Белковского. Сам В. Малявин эту вариацию, как показалось, серьезно не воспринимает ,но удачно использует ее для того чтобы явно сослаться на Хайдеггера, подчеркнув походя, что «Мир Матрицы есть не что иное, как доведенная до предела диктатура научной истины».
В финал третьей части не может, естественно, не появиться вопрос— а делать-то что ?.. И, видимо, надо согласиться с предварительным выводом В. Малявина— делайте все, что угодно, только не пытайтесь бороться со всем этим с помощью каких-то новых или усовершенствованных известных идеологий — нужно собрать все силы и как-то выскочить за пределы порочного круга «мифологизирующих истин истории…»
Рассуждениям на тему как выскакивать и посвящена вторая (формальная) часть работы Собственно ради нее статья, видимо, и написан—диагноз европейской цивилизации, поставленный Хайдеггером; переопределение ( или как сейчас модно выражаться переформатирование ) этого диагноза с использованием современных реалий; и … лечение.
Рецепт последнего В. Малявин находит как раз в самой кино-«Матрице» . И при попытке передать суть рецепта как раз и возникают проблемы. Что само по себе — довольно-таки странно. Ну понятно , надо подготовить внимающего— здесь мистические пассы просто необходимы .Соглашусь, что и стремление протиснуться в суть сути проблемы тоже требует определенной а-логичности — требуется вырваться из-под власти устоявшихся мировоззренческих стереотипов, что демонстрировал каждый из авторов сколько-нибудь значимой философской системы, а уж Хайдеггер владел искусством скидывания «изношенных одежд» можно сказать виртуозно. Но что касается рекомендаций, советов, как и что делать, то обычно и самые изощренные спускаются в свои абстракциях на уровень ниже — переходят с языка обработки подсознания на язык конкретных предложений.
В. Малявин в рекомендациях решительно необычен — он подключает свою «массажную» технику на полную мощность. И идет совершенно прелестный, образцово- показательный ш а м а н с к и й текст….Из которого временами вдруг вырвется обмятая, излупленная полусмыслицей мысль… и тут же сгинет в потоке подсознания…..
«… реальность опознается только в борьбе, каковая есть прежде всего борьба с самим собой или, точнее, с бесчувствием собственного сознания…»
«… мир вне Матрицы поражает своей скудостью. Это мир напряженной аскезы, "пустыня сердца…»


«…человек спасется, если перестанет смотреться в зеркало своего ума и откроется несотворенной и, следовательно, божественной силе жизни в себе..»

«…увидеть в "религии Матрицы" доселе небывалое испытание человеческого духа, заставляющее людей открыть "Царство Божие внутри себя" и то безусловное доверие к жизни, которое теперь становится неизбежным условием веры».
Впрочем, может быть так все и задумано. В качестве двадцвать- там-какого-точно-не помню кадра включить в этот текст, густо приправленный восточными интеллектуальными снадобьями главную и основную идею изначального (евангельского) христианства - идею с а м о о г р а н и ч е н и я . С которой и вошел две тысячи лет назад в Иерусалим Мессия. Не ожидаемый иудейский с его Царством Божием на земле, а христианский…
Если это так , то тогда вторая часть статьи В. Малявина — публицистический шедевр.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments