Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

О лидерстве формальном, полуформальном и неформальном(казус Султыгова)

Один из функционеров "Единой России" (А. Султыгов О феномене национального
лидера России http://www.kreml.org/opinions/164932766 ) представил достаточно экзотический план развития нынешней политической ситуации в стране, суть которого сводится к тому, чтобы лигитимизировать президента Путин в качестве национального лидера - созвать "Гражданский Собор российской нации" и подписать на нем "Пакт о гражданском единстве" - присягнуть В. Путину как национальному лидеру. Не будем касаться собственно юридической стороны дела( хотя по о внешним признакам все это очень напоминает государственный переворот, осуществляемый под сурдинку - под ожидаемую победу Единой России на выборах). Но в этой идее нельзя не заметить и двух чисто смысловых, скажем так, странности. Во-первых, несмотря на колоссальные усилия г. Султыгова, несмотря на его исключительную изобретательность, национальное лидерство Владимира Путина по-прежнему не является очевидным. Его лидерство есть всего лишь атрибут его власти , а представление о его неформальном лидерстве есть аберрация восприятия его успешного, можно даже сказать очень успешного, президентства.
Неформальный лидер не может не быть идеологом - идеи должны быть основным источником его рейтинга. Но трудно представить (даже при исключительно благожелательном отношении к В. Путину ) чем, какими идеями он может удержать внимание к себе избирателя , оставшись без административного ресурса... Неидеологичность В.Путина, и связанная с ней сильнейшая зависимость его лидерства от административного ресурса, проявляются во многих вещах - в отказе "Единой России " от публичных дебатов, в частности...
Идеолог, неформальный лидер, не использующий один из самых эффектных способов идеологической борьбы... Такое и представить-то сложно. Но тем не менее. Вместо публичного спора, скажем, с главным СПС-эшником страны президентом, мы видим чисто полицейское подавление оппонента , причем в таких бесцеремонных формах, что вконец затюканный Н. Белых обращается в Верховный суд с иском о снятии кандидатуры В. Путина с выборов( http://www.polit.ru/news/2007/11/15/sps.htm)
Можно, конечно, допустить, что Путин в течение своих двух сроков реализовывал какую особую, скрытую от людских глаз и ушей идеологию, - ту, что требовала внешней идеологической невменяемости. Объяви, он, скажем, в 2000 году прямо, четко о намерении своем осуществить в России медленный левый ( в смысле усиления роли государства и расширения его социальных обязательств)поворот - три тогдашних российских " толстяка", меченых флексией "ский", расправились бы с ним в полгода( нашли бы способ). Допустим и то,что этот план свой он блестяще осуществил, то есть вывел страну из области метастабильности - обеспечил с большой долей вероятности ее невозврат к горбачевско-ельцинской каше. Но и тогда говорить ( во всяком случае пока) о национальном лидерстве преждевременно, поскольку это всего лишь металидерство - промежуточное состояние, которое еще нужно выкристаллизовать - перевести в явное и очевидное какими-то сильными ( именно сильными, не силовыми) действиями, высоко ответственными поступками....
Вторая смысловая странность в предложении г.Султыгова заключается в том, что реализация его предложения означала бы появление третьего центра исполнительной власти( да еще центра с претензией на легитимность). Дикая, дикарская, вообще-то говоря, идея - кратчайший путь к началу очередной общероссийской смуты...
В одной из моих недавних записей( в порядке комментария к рассуждениям В. Третьякова) также заходила речь о третьем центре ( http://www.vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=20071027.htm). Но там она шла об изменении статуса конституционного органа - Совета безопасности, об усилении его роли в управлении страной - возможно даже временном - на период оптимизации функций двух главных центров: правительство(полноправное управление хозяйством под двойным контролем Думы- ее законы и ее комиссии по расследованию деятельности исполнительной власти ) и президент ( идеологическое по преимуществу управление при сохранении всех имеющихся у него по статьям 83-90 конституционных прав ). И в том варианте открывалась реальная возможность - без изменений конституции, без понижения существующего статуса президента - продлить на какое-то время формальное лидерство В. Путина и с толком использовать наработанный им капитал популярности. Для оптимальной , прежде всего, подстройки исполнительной власти под специфику страны.
И это будет уже полуформальное лидерство. Но именно оно, этот растянутый во времени ответственный поступок , и может превратить В.Путина в лидера неформального .
Пока каких-либо активных действий со стороны президента не видно. И даже не чувствуется. Комментирующую публику привели, правда, в беспокойство красноярские ремарки В. Путина. Но это - прежняя, отработавшая свое стилистика полунамеков и полуоценок. Из них следует, пожалуй, лишь одно: падение рейтинга "Единой России" не является для президента секретом и свое активное вмешательство он, скорей всего, осуществит еще до 2 декабря. Не на следующей неделе, а на последней предвыборной - поближе к началу Филиппова поста...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments