Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Рассказы Марины Аршиновой, Антона Алева и Михаила Петрова


Антон Алев. ДОРОГА



Антон Алев - отчаянный экспериментатор. Если нормальный беллетрист позволяет себе определенные вольности с временной координатой ( время в повествовании может длиться с разными скоростями и в разных направлениях, скользить, стоять на месте, переходить на скачки и даже закручиваться в вихри) и никогда не посягает на пространственные, если фантаст обычно просто перемещает пространственные координаты вдоль оси времени куда-то вперед или назад и там ( с какой-то небольшой психологической правкой) разворачивает свое повествование , то беллетрист- экспериментатор , убежденный, или по крайней мере чувствующий это, в сущностной связанности всех четырех координат берется за все четыре одновременно( сжимает, растягивает, меняет углы ) и в созданное фантастическое( с нарушенными пропорциями) пространство проецирует свое повествование, отслеживая возможные изменения психологии поведения. Смысл? Ну, скажем, размяться, потренировать воображение. Или попугать доверчивого и легковозбудимого читателя… Но цель может быть и исключительно конструктивная - экстраполировать человеческую психику в экстремальные условия чтобы оценить ее возможности и пределы устойчивости. Мне кажется, что такого рода эксперименты блестяще получались у Стругацких ( возможно, не без влияния гения Тарковского). У меня сложилось такое впечатление, что в этом тяжелом и опасном направлении может с успехом двигаться и Антон Алев. Во всяком случае, об этом свидетельствует рассказ «Дорога». Какая –то изысканная грань нормального человеческого поведения им выхвачена в этой жутковатой экстраполяции. И очень убедительно подана. А каков финал! Даже великий искусник О Генри не мог позволить себя такой роскоши - дважды изумлять читателя в финале.
Непременно вывешу этот рассказ на своем сайте и с высокой отметкой.
Но движение в этом направлении легко не дастся. О чем и свидетельствуют два других рассказа подборки. Рассказ «Вечность заканчивается» дальше стандартной фантастической зарисовки не двинулся. Не считать же появление русалки психологическим сдвигом - это можно объяснить и проще: мутацией под воздействием радиоактивного излучения. Рассказ же « Сила тяжести» и вовсе неприкаянно завис между нормой и патологией, причем в непосредственной близости от последней...



Марина Аршинова . Пусть будет так



История , рассказанная в этом непритязательном рассказе и в самом деле и числа тех, что «невозможно уразуметь». И, наверное, очень непросто передать на словах историю такой сумасшедшей любви.… Ослабишь - не заметят. Усилишь - высмеют. Выход один - писать как об обыденном и, в конце концов, естественном. Как о том, что может быть только так, а не иначе. Я не хочу проводить никакие параллели и сравнивать уровни литературного мастерства, но от «Гранатового браслета» также исходит эта благодатная эманация нормы - так, и только так.



Михаил Петров. В КОНЦЕРТЕ


Идеальный, строгий - классический рассказ. Сейчас так не пишут. Может быть, разучились, может быть, бояться. Без выверта, ведь, без какой-нибудь вмонтированной в текст перекошенности сегодня, пожалуй, и не обратят внимания... И вот что интересно, в тексте совершенно не чувствуются ни возраст автора (довоенное поколение), ни характер основных его занятий, весьма и весьма далекий от беллетристики. Опыт жизненный - да, без него такого финала не выстроить…
Рассказ поразительно современен. И прежде всего потому, что приоткрывает - нет, фактически открывает заново - какую-то очень светлую сторону человеческой жизни, второпях заплеванную и затоптанную на стыке двух столетий.
Этому бы рассказу да рекламу…
Какого – нибудь серьезного кинорежиссера подвести бы к нему… Редколлегию «Нового мира» заинтересовать бы…
Ведь стопроцентный претендент на казаковку…

Валерий Суриков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments