Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Божественная литуpгия на Ходынском поле.

Оригинал взят у sontucio в Божественная литуpгия на Ходынском поле.
18 июля 2012г. в 7.30 состоится первая Божественная литуpгия на Ходынском поле, на месте воссоздаваемого храма преподобного Сергия Радонежского.




Храм Преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле при летних казармах в лагерях войск Московского округа располагался на уровне дома семнадцать по улице Куусинена, в районе бетонной ограды, отделяющей Ходынское поле от парка Березовая роща.

При выступлении войск из казарм в летние лагеря обычно устраивалась летняя походная или, как ее называли, палаточная шатровая церковь.
Нужда в постоянной армейской церкви на Ходынке всеми ощущалась.
В марте 1888 года почетный гражданин города Н. П. Каверин пожертвовал значительную сумму на постройку в летних лагерях деревянной церкви во имя Преподобного Сергия. Он пожелал посвятить свой дар памяти приезда в Москву императора Александра III в 1883 году и состоявшегося 28 мая в присутствии императора смотра войск.
В 1891 году по инициативе командующего МВО генерал-адъютанта А.С.Костанда создали комиссию для сбора пожертвований на постройку нового храма. По его же указанию для храма отвели место в 50 х 50 сажен (около 1 гектара) напротив середины лагеря.
24 июля 1892 года состоялась торжественная закладка, ознаменованная митрополичьим служением.
Деревянный храм на каменном фундаменте с колокольней построили менее чем за год по проекту коллежского советника архитектора И.П.Херодинова, сметная стоимость 60 000 рублей.
При храме деревянный дом священника и сторожка. Украшенный резьбою 6-главый храм в стиле древнерусской архитектуры освятили 23 мая 1893 года. Купол и пять глав покрыли железом и увенчали вызолоченными крестами. Крайне эффектная колокольня опиралась на массу колонн; в верхней части колокольни с трех сторон помещены башенные часы, а ниже их помещались колокола: первый, в 63 пуда 2 фунта; второй, в 31 пуд 22 фунта, третий, в 15 пудов 11 фунтов, четвертый, в 8 пудов 12 фунтов, остальные четыре, общим весом 7 пудов 13,5 фунтов.

Вместимость храма более 1000 человек, его площадь составляла 67 кв. саженей, высота от пола до карниза около 16 аршин и купола от карниза 9 аршин, а галереи более 8 аршин. Как писал в книге «Седая старина Москвы» И.К.Кондратьев, «по оригинальности и изяществу исполнения работ особое внимание останавливает на себе купол, он утвержден на храмовых стенах и представляет собой многорядный восьмиугольник, постепенно суживающийся вверху до фонаря большой главы. В галерею ведут три входа; главный под звонницей с западной и два других — с северной и южной сторон, а из галереи также три входа с прекрасными по работе полированными сосновыми дверями в русском стиле».

В главном храме находились престол преподобного Сергия Радонежского и два придела. Один из них — святого Александра Невского и Марии Магдалины устроили в честь 25-летия супружества императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, а другой — чудотворца Николая — был посвящен спасению жизни наследника российского престола Николая Александровича во время путешествия по Японии его 29 апреля 1891 года, когда наследника ударил по голове саблей самурай религиозный фанатик Сандзо Цуда, но все как-то обошлось благополучно.
Его «чудесному спасению» были посвящены несколько храмов в разных частях России.

Иконостас в храме 4-ярусный, копия иконостаса Успенского Кремлевского собора. Икон 94, выполнены они живописцем Ф.Е. Кудряшевым. Из икон нижнего яруса по ценности живописи и окладов с драгоценными украшениями обращали на себя внимание: с северной стороны Царских врат в особых сенях по образцу Успенского собора — икона Владимирской богоматери, и Святого Георгия Победоносца, а с южной — икона Казанской Богоматери.» Во втором ярусе размещены иконы двунадесятых праздников, в третьем — собор святых Апостолов, в четвертом — ветхозаветных пророков и праведников, выше иконостас увенчан восьмиконечным золоченым крестом.

Перед алтарем на возвышении в несколько ступеней устроена солея из облицованного подольского мрамора, огражденная железной бронзированной решеткой. По сторонам солеи — два прекрасной работы полированных сосновых клироса, выше которых помещены иконы Богоматери «Cкоропослушница» и Целителя Пантелеимона (дар афонской Пантелеимоновской часовни в Москве).
На южной стене рядом с этими иконами находилась драгоценнейшая и главнейшая святыня храма — древняя икона Преподобного Сергия, пожертвованная собором Троицкой лавры.
На левом клиросе — икона Спаса Нерукотворного, а рядом по северной стене — Иверская икона Богоматери (благословение Иверского Афонского монастыря). Внутренние стены храма и галереи оставлены не крашеными, а натуральными сосновыми; на них размещено несколько икон, из которых особое внимание обращали на себя — икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла, икона Симеона Юродивого и Праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, в киоте прекрасной работы. По углам храма выше карниза под парусами в массивных киотах размещались изображения четырех евангелистов.
Не меньшее внимание обращали на себя иконы, помещенные в приделах святого Николая — икона Преподобного Сергия (в роскошном киоте), икона святых устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна, и икона Святого Александра Невского, шитая бисером и шелками, работы графини А.А.Орловой-Чесменской.
В главном алтаре, на горнем месте, находилась больших размеров картина «Преображение Господне», по ее сторонам были изображения святителя Алексия, митрополита Московского, и Преподобного Сергия художественной работы.
В алтаре находилась богатая плащаница работы сыновей Г.Корнилова, в главном приделе по изяществу работы выделялся свечной ящик из агрового дерева. Полы в храме и в его галереях бетонные, паркетного типа. Масса света проникала в храм через громадные окна галереи.

Целиком сооруженный на пожертвования граждан, храм представлял собой грандиозное сооружение. Его величественные очертания можно было наблюдать и из окон Петровского дворца..

Сразу же после Октябрьской революции большевики предпринимают попытку приспособить храм для клубной работы. Уже в 1918 году храм был опечатан, и богослужения в нем были прекращены.
Храм святого Сергия Радонежского был разрушен в 1920-е годы и это, без сомнения, самая большая архитектурная утрата на Ходынке.
(источник: http://tushinec.ru/index.php.)

Через 90 лет, на месте воссоздаваемого храма преподобного Сергия Радонежского, службы возобновляются.
18 июля 2012г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, в 7.30 состоится первая Божественная литуpгия на Ходынском поле, на месте воссоздаваемого храма преподобного Сергия Радонежского, по адресу Ходынский Бульвар д.17.

В последующие воскресные дни в 15.00 будет регулярно совершаться на этом месте молебен с акафистом преп. Сергию Радонежскому. Настоятель строящегося Храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле о.Василий (Биксей).

Дорогие братья и сестры, жители Хорошевского района!
Просим Вас принять участие в первом Богослужении и вознести вместе с нами молитвы о воссоздании храма.

Вместе возродим еще один московский храм - Ходынскую святыню!

Информация с официального сайта Хорошевского района..

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment