Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Статья "Икона Божией Матери Спорительница хлебов" (изменена и дополнена)

Оригинал взят у optinapustin в Статья "Икона Божией Матери Спорительница хлебов" (изменена и дополнена)

Варвара Викторовна Каширина
Галина Петровна Черкасова

В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября; на следующий день – Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» [1].

Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы «Спорительница хлебов».

Как и в период расцвета старчества, так и ныне многочисленные верующие, приезжающие в возрожденную Оптину Пустынь, у обретенных святых мощей старцев Оптинских укрепляются в вере, утешаются в скорби, обретают их благодатный молитвенный покров.

Святые мощи преп. Амвросия покоятся во Введенском соборе монастыря, в северном приделе, освященном в его честь. Около раки с мощами – образ Божией Матери «Спорительница хлебов».

Во Владимирском храме Оптиной Пустыни, где покоятся мощи семи преподобных оптинских старцев, находится икона, на которой на фоне Оптиной Пустыни изображен преподобный Амвросий Оптинский, молитвенно простирающий руки ввысь, к образу Божией Матери «Спорительница хлебов».

Есть в Оптиной Пустыни и храм, освященный в 2000 году в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» на территории подсобного хозяйства монастыря.

«Спорительница хлебов» – икона с необычной, неизвестной ранее христианскому миру, иконографией. Исполненная глубокого духовного содержания, икона изображает Божию Матерь над созревшей хлебной нивой, молящейся за русскую землю. Внизу на узкой полоске земли – хлебное поле, часть которого уже сжата в снопы, лежащие тут же, а часть еще колосится среди цветов и травы. А над ним распростерла Свои руки восседающая на легком облаке Матерь Божия. Взгляд Ее, обращенный прямо на нас, и милостивый, и одновременно строгий. Старец установил празднование иконе 15(28) октября, после времени окончания жатвы и уборки урожая, и именно в этот день на следующий год тело старца было предано земле.

Перед этим образом молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящи жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от Него же питающеся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии суще, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда приидет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7).

Об истории создания иконы

История создания образа Божией Матери «Спорительница хлебов» связана с последними годами жизни старца Амвросия. Свой земной путь старец закончил 10(23) октября 1891 года в Казанской Шамординской женской обители, им основанной и находящейся недалеко от Оптиной Пустыни.

Безграничная любовь и доверие к старцу Амвросию, вера в его теплую молитву, имеющую большое дерзновение пред Богом, влекли к нему людей разных сословий, и очень часто, обездоленных и бедных. О них, о вдовах и сиротах, о больных и престарелых женщинах, желающих вести благочестивую жизнь, но не имеющих средств поступить в монастырь, было его особое попечение.

Многие женские общины были устроены по благословению, совету и указанию старца Амвросия. Среди них – Предтеченская женская община в г. Кромах Орловской губернии, Ахтырская  Гусевская в Саратовской губернии, Пятницкая в Воронежской губернии, Козельщанская на Полтавщине, Леснинская на Холмщине и другие. Оставаясь в дальнейшем под духовным руководством оптинских старцев, о чем свидетельствует их эпистолярное наследие, жизнь в этих обителях устраивалась мирной и спасительной. Но непосредственного участия в становлении этих обителей старец Амвросий не принимал. И только в конце своего земного пути, «по особым путям Промысла Божия, ему самому пришлось принять на себя близкое его сердцу дело попечения о бесприютных в материальном и духовном смысле лицах женского пола, желавших проводить благочестивую жизнь и искавших его помощи и поддержки» [2]...

читать дальше

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments