Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

О претендентах на лучший рассказ 2008 года(вехи А. Иличевского ).

Из шести потенциальных лауреатов премии имени Ю.Казакова за 2008 год О. Славникову вынужден исключить сразу же по причине чисто технической - жюри премии могло бы позаботиться о том, чтобы рассказ и этого кандидата существовал в сети. Ну хотя бы на сайте «Нового мира»… Впрочем, возможно, Ольга Славникова и получит Казаковку за 2008 год, поскольку из оставшихся пяти претендентов реальную опасность для ее, неизвестного мне, текста, может представлять, по-моему, лишь рассказ Ларисы Бортниковой .
Он, может быть, и не отличается особой литературной выделкой ( сужу по версии, выложенной на «Самиздате» ), но - поразительно достоверен. Невероятная - фантастическая - ситуация... Но она так прописана, что ее воспринимаешь, как совершенно реальную. Чем обеспечивается это « так» не совсем ясно. Наверное, все-таки литературным мастерством. Но мастерством особого рода, позволяющим незаметно напитывать бесхитростно выстроенный сюжет, обычные, заурядные фразы - чувством исключительной чистоты и искренности.
Четыре остальных текста противостоят рассказу Ларисы Бортниковой, можно сказать, принципиально -
замысловатостью, фасонистостью, затейливостью… Этот резкий(4 : 1) сдвиг в область мудреных литературных конструкций, видимо, не случаен и отражает складывающуюся в современной малой прозе тенденцию. Я не буду ее подробно характеризовать, отмечу лишь, что она сложилась не без влияния успехов, достигнутых в прозе Александром Иличевским и сводится к выстраиванию некой ветвистой, многоликой суперметафоры, способной вместить в себя и выразить собой нечто многозначительное, сущностное…
Самодумающая проза… Лавины смыслообразования …
К этим экзотическим вехам, выставленным А. Иличевским, и устремились, как мне кажется, И.Василькова , С. Афлатуни , В. Березин , М. Лосева

Я неслучайно поставил первой И. Василькову - ее попытка движения в этом направлении кажется наиболее удачной. Хотя идеального целостного эффекта( а именно он является здесь мерилом успешности движения ) ей добиться так и не удалось - видны швы, хорошо просматриваются чисто внешние усилия сблизить, подогнать друг к другу сопротивляющиеся насилию эпизоды… Увы, но в текстах С. Афлатуни, В. Березина, М. Лосевой просматриваются лишь их надежды на лавину смыслов. Они отказываются от каторжной работы на манер И. Васильковой. Они, похоже, ничего и не выстраивают даже. Но, по-моему, очень надеяться на то, что в их изысканных, экстравагантных, кружевных текстах только за счет этой изысканности и экстравагантности вдруг родится, если не великий, то хотя бы неординарный смысл.
Но увы, увы. Чуда не происходит. Оно( чудо) останавливает свой выбор на тексте Л.Бортниковой. Тексте удивительно целостном - без швов и узелков.
Так, может быть, именно у нее и получился, в конце концов, тот самый желанный - самодумающий текст?... Ведь крайности, как известно, сходятся. О чем, между прочим, начале 2008 года напомнил и сам А. Иличевский, опубликовав в связке, встык два рассказа . Сверхэкзотическое «Облако» и простецкий «Костер». И тот, и другой - удивительно монолитны. И тот и другой - притчеподобны ( по своей способности к генерации смыслов).
И замечу, что не один только А. Иличевский в 2008 году обошел четверку, представленную в коротком листе «Казаковки». Алексей
Алёхин «Репетиция» , Владимир Шпаков « Маятник Фуко» – два эти автора очень даже качественно выгребают в направлении выставленных А. Иличевским вех…

Валерий Суриков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments