?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Владислав Жуковский. Крик души: тарифы монополий допекли уже и... олигархов  
24-июл-2013 09:09 am
Доуправлялись кретины.  Ни сегодня- завтра  и  главы естественных  монополий  взвоют и  двинутся  на  Болотную... В.С.

Владислав Жуковский: Алюминиевый король указал Правительству на откровенный произвол естественных монополий



Генеральный директор российского алюминиевого гиганта "Русал" Олег Дерипаска на днях написал и опубликовал на страницах издания "Коммерсант Деньги" статью "Снижение тарифов, или Новая парадигма развития экономики". В которой, по сути, дела признаёт, что произвол естественных монополий и безудержный рост тарифов в газовой, электроэнергетической и железнодорожной отраслях привели к тому, что издержки российских предприятий превысили среднемировой уровень и делают неконкурентоспособной отечественную экономику. В результате чего, инвесторам просто невыгодно вкладывать свои средства в развитие реальных производств на территории России.
Судя по всему, у Дерипаски накипело: "Большие объемы запасов природного газа перестают быть конкурентным преимуществом российской экономики. С 2007 года цены на газ для промышленных потребителей выросли в 2,6 раза, превысив уровень цен в США. Как следствие, заметно увеличиваются тарифы на тепловую энергию и другие коммунальные услуги, разгоняя инфляцию". А в результате, только рост цен на газ приводит к тому, что значительно дорожают такие социально значимые товары, как хлеб, сахар, яйца, мясо птицы. "В результате можно ожидать дополнительного скачка инфляции на 5% в 2016 году и на 3% в 2017-м", – прогнозирует внезапно озаботившийся социальными вопросами "алюминиевый магнат".
Схожие тенденции, удушающие любую производительную активность, наблюдается и в сфере отреформированной по лекаламАнатолия Чубайса электроэнергетики.  "Так, в алюминиевой отрасли — одной из самых энергоемких — затраты на электроэнергию могут составлять более 30% себестоимости металла", что в результате подрывает международную конкурентоспособность российских металлургов. Не намного лучше обстоят дела в сфере железнодорожных перевозок, где стремительный рост тарифов на грузовые перевозки выступает существенным фактором роста издержек промышленных компаний, отмечает Дерипаска. По оценкам российского "алюминиевого короля", только за период с 2007 г. железнодорожные перевозки подорожали на 74%, что блокирует экономический рост, душит производственную активность, разрушает единое социально-экономическое пространство и создает предпосылки не для роста, а для стремительного снижения объемов грузоперевозок.
Дерипаска, на удивление, предлагает достаточно грамотный выход из ситуации."Необходимо ограничить ежегодный рост тарифов естественных монополий в ближайшие три года на уровне 75% показателя инфляции предыдущего года; отменить плату за подключение/присоединение инвесторов к объектам инфраструктуры; использовать политику тарифообразования в качестве механизма государственного стимулирования промышленного роста (предоставление скидок, эффективное использование механизмов тарифного коридора); в течение трех лет довести объем конкурентного рынка до 80% в тех отраслях с присутствием естественных монополий, где это возможно; развивать практику долгосрочных договоров; установить общественный контроль качества услуг естественных монополий". "Стоит также отметить, что бизнесу в нынешних условиях не хватает длинных дешевых денег для инвестиций. В связи с этим государство должно взять на себя инвестирование в инфраструктурные проекты как проекты, отличающиеся большой длительностью и низкой доходностью", - взывает Дерипаска к большему вмешательству государства в экономику.
Складывается такое ощущение, что публикация гневной статьи Олега Дерипаски (одного из самых видных и активных российских олигархов), в которой он подвергает крайне жесткой и, что не менее важно, аргументированной критике политику финансово-экономического блока кабинета министров в области регулирования естественных монополий, стала чем-то вроде "крика души" от понимания безысходности и тупиковости проводимой учениками Егора Гайдара макроэкономической политики.
Другими словами, аппетиты российских инфраструктурных, естественных и разного рода псевдоестественных монополий, которые при полном попустительстве чиновников поднимают цены на оказываемые ими услуги на 15–25 % для конечных потребителей (как для рядовых россиян, так и для промышленных предприятий), достигли таких непозволительных высот, что стали несовместимы с существованием не только наукоемкой промышленности и высокотехнологичных производств, которых мы успешно лишились за двадцатилетие "рыночных преобразований", но и с существованием основной опоры российской экономики – добывающих производств. Другими словами, под угрозой оказываются даже сырьевые предприятия.
Более того, проводимая сегодня государством тарифная политика (а точнее её отсутствие и хаос) в области регулируемых отраслей становится несовместимой с жизнью всей российской экономики в целом. При существующих сегодня ценах на газ, воду, электроэнергию, ЖКХ, отопление и транспортные перевозки и динамике их повышения Россия становится неконкурентоспособна не только на фоне экономически развитых индустриальных стран с развитым научно-техническим, инновационным и производственным потенциалом, но даже на фоне коллег по БРИКС и прочих стран с развивающейся экономикой.
По сути дела, Россия стоит на развилке – либо форсированная модернизация инфраструктуры и развитие экономики, либо дальнейшая деградация, примитивизация и упадок.
Если Россия хочет вернуть себе статус активного и самостоятельного субъекта мировой экономики и политики, а не быть статистом и "мальчиком для битья", то требуется навести порядок в системе инфраструктурных и псевдоестественных монополий, обуздав их аппетиты и обеспечив их полную финансово-экономическую прозрачность, одновременно сократив произвол перекупщиков и минимизировав доходы в непроизводительных по своей сути спекулятивных торгово-посреднических операциях. В противном случае Россию ждёт глубокий и жёсткий системный кризис со сломом всей политической конструкции "вертикали власти", сопровождаемый окончательным превращением страны в сырьевую колонию, финансовый резервуар, свалку для подержанных автомобилей и рынок сбыта для продукции транснациональных корпораций.
Если даже далеко не бедствующий Олег Дерипаска, тесно ассоциирующийся с сырьевым олигархическим капиталом, вкупе с его производственными предприятиями и "Русским алюминием" не могут поддерживать на уровне минимально необходимой рентабельности свои производства, то это говорит о том, что действительно, сложилась парадоксальная ситуация, когда не естественные монополии являются составной частью российской экономики и призваны исполнять какую-то важную социальную, инфраструктурную функцию, а по большому счету, Россия превращается в "дойную корову" наших же монополистов, из которой можно безответственно и безнаказанно выкачивать соки, извлекать колоссальные сверхприбыли.
Содержательная часть статьи Дерипаски абсолютная правильная и адекватная – придраться практически не к чему. Если не принимать во внимание коммерческие интересы самого Дерипаски и его заинтересованность в ослаблении позиций монополистов, а также тот факт, что его производственные мощности изношены на 60-70% (по экспертным оценкам на все 80%), а модернизацией, насколько можно судить, особенно никто не занимался даже в эпоху "тучных нулевых".
По поводу произвола монополий и удушающей любую созидательную экономическую деятельность видные российские экономисты били тревогу на протяжении последних 10-15 лет. Сегодня тарифная политика государства стала несовместима с жизнью даже наиболее привилегированных и приближенных к Кремлю олигархических кланов. Тот факт, что за последние 5-6 лет цены на газ для промышленных предприятий выросли в 2,6 раз, а электроэнергия подорожала в 2,5-3 раза, неприемлем. Это делает нерентабельной любую производительную деятельность российской экономики. Причем если раньше вымирали наукоемкие производства (по выпуску высокотехнологичной продукции Россия откатилась на 40-50 лет назад, а масштабы производства в 3-5 раз ниже, чем в 1990г.), то сегодня даже высокорентабельные добывающие производства, являющиеся фундаментом деиндустриализированной и дезинтегрированной "экономики трубы", просто не в силах сводить концы с концами при нынешнем уровне цен на электроэнергию, газ, воду, грузоперевозки, колоссальные коррупционные поборы, административные барьеры и т.п.
В России наблюдается откровенный произвол естественных монополистов – российская экономика парализована не только судорогой коррупции, но и судорогой монополизма. Причём отечественная экономика парализована вплоть до самого низового уровня: до самого последнего аптечного киоска или продуктового магазина. Дело доходит до того, что, если аптечный киоск в центре небольшого города или городской управы принадлежит родственникам мэра, любовнице влиятельных силовиков или представителям этнической мафии, то никто и никогда не сможет открыть рядом с ним другой аптечный пункт. Для коррупционеров и монополистов конкуренция – это зло, так как лишает их сверхдоходов, и возможности злоупотреблять своим доминирующим положением, извлекая монополистическую ренту.
Официально Росстат в своих отчетах указывает, что цены в российской экономике растут на 6-8% в годовом выражении. Однако газ, вода, электроэнергия, отопление, ЖКХ дорожают ежегодно на 15-20%. С 2000 по 2012 год инфляция в России выросла примерно в 3,5 раза, цены на электроэнергию в России выросли в 9 раз, на газ – в 8 раз, на услуги ЖКХ – в 15 раз, связь – в 7,5 раз, грузоперевозки стали дороже в 7-8 раз. Мы видим, что львиная доля затрат большинства граждан России (от 50 до 80% семейных бюджетов 70% россиян, чьи доходы ниже 24 тыс. руб.) уходит на товары и услуги первой необходимости, и реальная инфляция для них составляет выше 12-13% ежегодно. А для социально обездоленных рост потребительских цен и вовсе составляет 15% в год. Об этом же говорят наши видные экономисты, в частности,Василий Симчера – бывший глава Научно-исследовательского института статистики Росстата показывает на пальцах, что инфляция в России достигает 18% для подавляющей части россиян.
Тарифы монополий душат экономический рост и подавляют промышленность, в частности, цены на грузовые перевозки для предприятий выросли за пять лет на 80-90%. При этом мы не видим, чтобы создавались какие-то существенные стимулы по развитию отечественной экономики, отечественной несырьевой обрабатывающей промышленности, нет масштабного технического перевооружения производств (и как бы ни кричал Дерипаска, в его случае это вопрос не только тарифов, но и, судя по всему, уровня "эффективности" менеджмента). Мы видим, что степень износа основных фондов в экономике России стабильно и неуклонно растет, несмотря на колоссальный приток нефтедолларов – только за счёт распродажи невосполнимого минерального сырья и природных ресурсов Россия заработала порядка 3,3 трлн долларов за период 2000-2012гг. Однако в большинстве своём эти доходы были проедены и пошли на приобретение литовского творога, финского молока, египетского картофеля, израильской морковки и китайского ширпотреба.
За последние 12 лет износ основных фондов вырос с приблизительно 43% до 49%, а реально в инфраструктурных отраслях достигает 75-80%, в целом по промышленности – 70-75 %. Кредиты по-прежнему непозволительно дорогие и несовместимы с обеспечением расширенного воспроизводства капитала и труда. Кредитные ставки для малого и среднего бизнеса за пределами сырьевых секторов экономики достигают 20-25% в год, тогда как рентабельность обрабатывающей промышленности не превышает 12%, сельского хозяйства – 6% в год, а в среднем по нашей экономике рентабельность не поднимается выше 9,5%. То есть стоимость кредитов в 2-3 раза выше нормы рентабельности и доходов в наукоемких и несырьевых производствах.
Мы видим, что в большинстве стран с развивающейся экономикой, например, в Бразилии, в Китае, в Индии государство предпринимает разного рода меры по снижению монополистического бремени на экономику. Скажем, в Китае предоставляют субсидии заводам на приобретение электроэнергии, в Бразилии субсидируются цены на газ и электроэнергию.
В России же монополии оказывают колоссальное давление на высокопоставленных чиновников, добиваясь поддержки в самых высоких эшелонах власти. Еще два месяца назад Андрей Белоусов, который был единственным и первым профессиональным макроэкономистом на посту главы Минэкономики за последние 12 лет, критиковал политику в области регулирования тарифов естественных монополий и призывал не просто заморозить эти тарифы, но даже реально снизить их на 20% от существующего уровня. Но мы видим, какую яростную реакцию, какой неистовый протест само по себе озвучивание этой идеи вызвало в российских монополиях: в "Газпроме", в РЖД, которые заявили, что никакого снижения цен быть не может, более того, необходимо повышать тарифы.
Андрей Белоусов вынужден был пойти на попятную, в Правительстве был найден компромиссный вариант: отказались от идеи заморозки тарифов на услуги монополий и согласились просто снизить темпы их ежегодной индексации.
Судя по всему, произвол монополий и безудержный рост цен на их услуги стали допекать не только российских производителей и население, но даже руководство страны, которое крайне сложно обвинить в симпатиях к рядовым гражданам. Весьма показательно, как совпала публикация Дерипаски и интервьюглавы ФАС Игоря Артемьева. По мнению Артемьева, система тарифов на железнодорожные перевозки в России доходит до безумства, делая более выгодными дальние перевозки фурами и обеспечивая выживание РЖД за счет потребителя.
"Это до безумства доходящая система. Тарифы, которые существуют, сделаны под то, чтобы большая монополия могла просто выживать. Все это происходит за счет потребителя, а сама монополия не только не преуспела, но мне кажется, что все эти программы, которые существуют (в РЖД — ред.), они пустые", — сказал Артемьев. По оценкам главы ФАС, размер тарифов на железнодорожные перевозки в России в последние годы уже достиг самых высоких значений в мире, что провоцирует удорожание практически всей производимой на территории России и ввозимой из-за рубежа продукции. Как правильно указал Игорь Артемьев, логистика и транспортные расходы закладываются в цену всех товаров, поэтому, по сути, железнодорожная монополия живет за счет потребителя.
Для изменения ситуации необходимо раскрыть информацию о структуре так называемого "инвестиционного тарифа". Наши монополисты обосновывают необходимость повышения тарифов тем, что у них, якобы, колоссальные инвестиционные программы, что они финансируют расширение своих мощностей и так далее, но, на самом деле, этот "инвестиционный тариф" крайне непрозрачен. В результате чего мы имеем в прямом смысле этого слова "золотые" трубопроводы, автомагистрали, шоссе и железные дороги, по которым уже не рентабельно ничего перевозить, перекачивать нефть или газ, или транспортировать остатки того, что производится нашей промышленностью.
 
This page was loaded апр 23 2018, 5:16 am GMT.