Валерий Суриков,surikovvv (surikovvv) wrote,
Валерий Суриков,surikovvv
surikovvv

Четыре взгляда на Россию(Г. Померанц, В.Малявин, В. Штепа, П.Святенков)

Четыре взгляда на Россию
(Г. Померанц, В.Малявин, В. Штепа, П.Святенков)

Прекрасный, изумительно прекрасный текст о России опубликовал Григорий Соломонович Померанц — Г.Померанц. В пространстве без дорог. Знамя, 2006, 4,
http://magazines.russ.ru/znamia/2006/4/po15.html — выпускник ИИФЛИ, участник войны, узник Гулага.
Ему 88 —это его духовное завещание. И пропитанный несокрушимой верой в Россию прогноз для нее.
«Когда человек в тупике, он либо впадает в отчаяние, либо уходит вглубь, открывает царствие, которое внутри него, и находит неистощимый источник сил. Так и народы в глубинах падения находят источники будущего подъема»
«Войну мы выиграли благодаря моральной решимости, родившейся под Москвой, решимости на сорок месяцев игры со смертью. Сейчас рождается другая незаметная решимость: на сорок лет подъема по лестнице, движущейся вниз в школах и в приходах. Решимость на почти сизифов и почти неоплаченный труд»
Убедить в подобном («сейчас рождается» )— невозможно. Но в пронзительном тексте Г.Померанца эти слова, казалось бы, не имеющие и малейшего отношения к нынешней реальной ситуации в России звучат как безусловная истина.

О России размышляет и В.Малявин. Что под гламуром?,
http://www.russ.ru/columns/poison/112799257?user_session=a4a61cb0e44145697de50d2c826fd909.
И, кажется, — в том же ключе. Только спокойно, почти без страсти ( или с чисто восточным мастерством сдерживая ее) — отстраненно и остраненно:
«Мой тезис прост и отталкивается … от понимания "русской идеи" у В.С.Соловьева: мы не можем иметь знание о себе, покуда движемся в истории, но посредством метанойи, интуиции духовного преображения, способны предвосхитить полноту своего бытия. Мы можем надеяться, ни на что не рассчитывая. За расчетом стоит сила суждения, но за надеждой - мощь решимости».
Развертывая это свое понимание, В. Малявин ( с ссылкой на В. Бибихина ) и выходит на тему русского "терпеливого молчания": «Если не разгадана еще Россия, не задалось ее прошлое и темно будущее, невнятен еще тот "великий урок", который ей суждено преподать миру, тогда, конечно, лучше помолчать и позволить - точнее, помочь - провиденциальному замыслу о нас сделать тайное явным. Народ, подозреваю я, и поныне каким-то шестым чувством понимает благотворность "терпеливого молчания". Молчания, знаменующего не пассивность и смущение, но восхищенную открытость миру.»
«…Молчит народ. В сущности, молчит и власть. Знаю, что слишком многие увидят здесь только боязливую скрытность, неспособность говорить. На худой конец, симптом постмодернистской опустошенности. Но мне верится, что когда-нибудь в этом молчании разглядят пусть нечаянное, но в глубине все-таки мудрое желание охладить и дисциплинировать наши вечно разгоряченные умы, укротить традиционное русское "неистовство".»
Согласитесь, что и Г. Померанц и В. Малявин размышляют, по существу, об одном и том же — о некой сущности, упрятанной в глубины национального духа России, при этом В. Малявин, похоже, даже допускает, что нынешняя власть России интуитивно наличие такой сущности угадывает и только потому так индифферентна и … бескрыла в своих действиях.
Правда, у В. Малявина все это — лишь фон, поскольку речь в его статье(далее и в основном ) идет о проблематике нынешнего «русского рынка идеологий», то есть о том, что самопроизвольно прорастает на этой разбуженной вольными ливнями целине, что пытается разом в одном документе, а то и одном предложении выразить сразу все, что под этой целиной скрыто.
Фундаменталистский радикализм — такова, по В. Малявину, одна из форм одно-разовой передачи сути. И связана эта форма прорастания русского самосознания, по его мнению, исключительно с самозамыкающимся» типом сознания, которое в своем необузданном желании стремительно выразить национальную суть, как раз эту суть и искажает— одной лишь попыткой ее зафиксировать: «И если разомкнутое, метаноидальное сознание живет предвосхищением истины и открывает в наличном неисповедимое, то замкнутое, параноидальное сознание сводит бесконечность смысла к ограниченному значению и выдает домысел за действительность».
В. Малявин не ограничивается только этим, утонченным разоблачением «ностальгирующего фундаментализма,» а буквально на пальцах показывает, какие проблемы с необходимостью возникнут перед фундаменталистской идеологией в многоноциональной России. И, показав, рассматривает некоторые ( отвергнувшие всякое «идеологическое прожектерство», но основанные все-таки на традиции) восточные практики идентификации. Ему понятно, что их изощренность — не для России и, возможно, что именно это понимание в конце концов и определяет «открытый» финал статьи: да, смысл предлагаемого В. Малявиным транс-идеологического пути для России остается неопределенным. Но, увы не настолько, чтобы и эту разработку не посчитать формой идеологического прожектерства.
Можно принимать или не принимать концепцию, выстроенную В. Малявиным. Но нельзя не заметить в ней почтительную, коленопреклоненную пред Россией позу автора.

И это особенно хорошо начинаешь понимать, когда натыкаешься на какой –нибудь концепт-лякр на близкую тему, на какую-нибудь повилику, цепляку— дерезому—, типа того, что предложил недавно читающей публике г. ШтепА — В. Штепа Консерваторы пустоты,
http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=925&do=view_single

Какие там загадочные глубины русского национального духа, какие там попытки концептуально вскрыть эти глубины. Полноте, господа. Весь ваш постсоветский русский консерватизм давным- давно закавычен — самой историей обречен быть лишь бестолковой и бесперспективной игрой. Вот пафос публикации господина ШтепА., выстроенной к тому же исключительно на топтании уваровской триады, набившем оскомину уже в позапрошлом веке. Именно топтании, поскольку деконструкция явно не получилось. Деконструировать ее можно лишь отталкиваясь от конструктивного восприятия пары-тройки веков российской истории. А из-под Делеза, как это пытается делать г. ШтепА, ее и ущипнуть( чувствительным для русского восприятия образом ) не удастся.


Среди внутрироссийских проблем, затрагиваемых
П. Святенковым ( Россия как антипроект, http://www.apn.ru/?chapter_name=advert&data_id=956&do=view_single )нет ни одной, которая сама по себе ни вызывала бы озабоченности и тревоги. Но почему этой тревоги напрочь лишен сам текст— почему она столь неосмотрительно оттеснена какой-то странной смесью публицистической страстности и убийственного равнодушия. Он, не жалея красок, не щадя своего воображения, спокойно выстраивает для России апокалиптическую перспективу, предвещает неизбежность «второго этапа "обкусывания" России» ю И не желает замечать, что готовит этот этап.
------------------------------
Сайт автора комментария
http://surikovvv.jino-net.ru
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment