?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма. Часть 3 
30-янв-2015 12:12 pm
3.  Развитие  и  управление  развитием

Собственно  развитие  и    управляемое   развитие…   Здесь  и  проходит,  скорей   всего,  принципиальная   граница  между       моделями  прогрессивного   движения  под патронажем  очередного,   подающего  надежду    класса  и   моделями развития, основанного  на   критической   оценке      всего,  что  уже   имело  место  в  истории, на  сверхбережном отношении к  каждому  реальному   достижению  в  этой   истории, на сверхосторожном  отношении  к  любой  новизне.

Сторонники   моделей    первого  типа   буквально загипнотизированы  идеей    прогрессивного   развития  -  они   очарованы  ею   настолько,  что основным   объектом в  их   социальных   моделях    оказывается  новый класс,  новая  элита.... Выделили  его ,  обосновали  его  роль,  огляделись,  что-то   перенастроили    и...  пошли  развиваться  дальше...  Возможно, именно   поэтому  у них  всегда  или  почти  всегда   без    должного внимания   остается  (  оставалась  пока)   идея    управления развитием.  То  есть  развитие   превращалось  в  абсолютное,  безусловное  благо.
С. Кургинян   не   является  здесь  исключением  -    главные  усилия    его  движения   направлены   именно  на    создание и консолидацию     некой   особой (духовной )элиты, способной  удержать   российский   социум,    скатывающийся  в   контр-модернистское  небытие.   Элиты в  определенном  смысле  традиционной по своим  основным ценностным установкам, но сверхмодернисткой   по   своим  устремлениям     Даже термин  соответствующий  одно  время   был  в  "Сути" очень  популярен  -  когнитариат.  
Работа   по  собиранию  и  концентрации всего, что  является   золотым   запасом  России, всей  мировой   цивилизации, нет  слов,  необходима.   Но  сама  по  себе она  ничего    принципиально  нового не  обеспечит.   Потому  что  и   желанный   выход  на   просторы  сверхмодерна,  даже  при  самой обстоятельной  критической    оценке   первого, образца  1917  года,  российского   броска  в  сверхмодерн,  не  даст  никаких  гарантий .   И   в  этом , втором  светлом  будущем  нашем, если оно  состоится, нельзя   будет  исключать   какой-нибудь новой,  теперь   уже  сверхпостмодернистской   петли  вырождения…   Потому  что  единственной  гарантией от  подобных  петлей   может быть  лишь управление  развитием, то есть   разумное  ограничение    его,   -     именно  к  этой   мысли  упорно  подталкивает  нас   история   человечества.   Из идеи же  бесконечного, ничем  не  ограниченного  развития,  этой   основы  моделей  первого  типа,  петли  вырождения  следуют с  неизбежностью    -  как  своего рода  форма     внешнего ограничения, как  действие  некого  фундаментального  закона,  блокирующего неограниченное  развитие.    То  есть:  либо  социум сознательно ограничивает   свое развитие  и  таким образом  управляет им -  либо  развитие  будет ограничиваться  извне  -  систематическим  погружением  зарвавшегося социума  в периоды  застоя   и  вырождения. И  в  этом  безусловно срабатывающем  законе  нет  ничего   мистического и,  видимо,  ничего  ,кроме,  увы,   неадекватности  моделей   первого   типа,  в нем не  отражается.
 Мне  уже   приходилось  высказываться  по  поводу  триады  Традиция-  Модерн-  Постмодерн( http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2010p0615sred2.htm ) .   Модель,  к  которой   я   в  той  статье пытаюсь  привлечь  внимание,  относится  к  тому  же  типу,   что  и  модель  Данилевского.   Там нет  смены  «формаций», этой     затертой чрезмерным  и   не  всегда  разумным  употреблением  схемы.  Там  речь  может идти   лишь  о  непрерывном  процессе   модернизации,  обновления  традиции. Об опасности   выхода  этого обновления  из  под  контроля   социума   с  последующим смертельным  (постмодерн)   заболеванием  последнего.
Вменяя  моделям  второго   типа     безусловное    стремление  в   средневековье  и  характеризуя    их   потому,   как  консервативный  романтизм, С. Кургинян,  конечно  же, опрощает,  вульгализирует  их,  поскольку  они    не  сводятся  к  банальной  идее  механического   возвращения.       Да,  в  них  заложена  возможность  регресса,  умирании  определенной  цивилизации,  но  подразумевается,  допускается  и  ее    обновление, модернизация,  развитие  -  продление  активной   жизни ее.   И  именно  в  этом  типе   моделей   становится    уместным,  оправданным   отбор лучшего и   из  феодализма, и    из  капитализма,  и  из  социализма.  
С. Кургинян   несомненно   прав   полагая,  что    механическая    реставрация прошлого может стимулировать появление человеконенавистнических   режимов.  И  явятся они во  вполне  современной  форме  и  даже  без  свастик   и  зигов  -   люди  воздуха,   или   еще  кто-то из  подобных,  преподнесут   его  очень  даже  политкорректно -  с  чарующей американской  улыбкой  на  устах.
Нужна,  конечно   же, и  именно  к этому  должен   сводиться   смысл   консервативной  революции,  не тупая реставрация, а   грамотное  неспешное  обновление   традиции приторможенное  развитие  с постоянной оглядкой   на  последствия.  И  такая  система    организации  и  самоорганизации социума,  которая  позволяет   осуществлять  подобное  обновление.  С.  Кургинян  свои   рассуждения  о   сверхмодерне  венчает    очень жестким   выводом: «или –или»: «задача заключается в том, чтобы либо восславить развитие, либо проклясть его. И никакого третьего пути не существует»… Но он  все-таки   есть, он  всегда  есть,  этот   третий   путь -  путь  не  логического   умножения, а  логического   сложения.  И  восславить  и  проклясть -  осуществить  это  разумное,  неспешное,  приторможенное  развитие …   Оно  и  есть   альтернативное -  русское -  развитие,  путь  "Россия-  цивилизация"...  Который  не  приемлет  ни  президент  Путин, ни  политолог  Кургинян.
This page was loaded дек 13 2017, 10:49 pm GMT.