?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма.Часть 4 
31-янв-2015 11:01 am
       
4.Цивилизации  и  традиция

Представление о  культурно-исторических типах(   типах  цивилизации)       С.  Кургиняном  отбрасывается   с  порога.  И логика   у  этих   решительных  действий  приблизительно  такая:   мы живем  в  эпоху  светского   социума, и  религиозная  принадлежность    уже  не  является   всеопределяющим  признаком, в  то  время  как    цивилизации -   это   общности,  "имеющие в качестве стрежня религию". К  тому  же     современная  эпоха   является   эпохой  национальных   государств ,  а   пока  они,  порождения проекта   модерн, существуют,  нет  и  не  может  быть  цивилизационных   общностей.  Возникнут  же   они  только     тогда,  когда     мир   опрокинется  в контр-модерн.
Это  задиристое  противопоставление национального государства   и     цивилизации   -  несомненно  одна из априорных установок   сознания С.  Кургиняна  . Она  и является тем  изъяном (  метафизическим  изъяном, если угодно),  который   в конце концов    обрекает  С. Кургиняна  на   первый тип  моделей.  И резко  ограничивает  созидательные  возможности   его  концепции и  его   движения.    По  существу  это   та  установка,  которая  полностью закрывает  для С.  Кургиняна,  в  качестве объекта  приложения  его  идей,  такую  страну,  как Россия.
Причем это  именно мировоззренческая  установка  -  один  из  тех принципов,  что  не  выводятся,  а  принимаются    на  веру.  Предлагаемая С. Кургиняном  альтернатива (  национальное  государство  или     цивилизация ) и   коррелирующая   с  ней    вторая  пара ( модерн  -  контрмодерн )  совершенно    не  очевидна -  в  том  плане,  что  не  ясны  основания,  на  которых  сведенные  в  пары понятия   столь   жестко противопоставляются .  Можно  предположить,  что  в  представлениях  С. Кургиняна  цивилизация  есть  нечто,  относящееся   исключительно   к  полуаморфному,  нераскристаллизовавшемуся домодернистскому  субстрату традиционного.    Тогда   кристаллизация  последнего - это    формирование     национальных    государств,  уничтожающая   цивилизации  на  корню.  То есть  цивилизация   для  С.  Кургиняна   -   состояние,  а  не  сущность.  Как  состояние  понимается  им   и  традиция. Этап  традиции,  к  примеру,   уже  завершился,  что-то оставшееся  от  нее  еще   путается   под  ногами,   но  влияние ее  в  целом    ничтожно…   И религия ,  хотя  и называется  определяющим  стержнем  цивилизации,  по существу  низводится до  служебного атрибута  некоего  ограниченного  временными  рамками  состояния  социума.
    Такого   рода   толкования     располагают  к  представлениям   о  трагической    социальной несовместимости   религиозных   конфессий,  а  следовательно,   о  неизбежности   столкновения  цивилизаций  -  не на  жизнь ,  а  насмерть. И  тогда вполне   естественным    кажется  стремление полностью упрятать  это  состояние ( цивилизацию)  в  прошлое -  в  пережитое  и преодоленное,  что  собственно  и  делает  С.  Кургинян.  Своей    априорной  мировоззренческой    установкой  он,  похоже,  защищается  от  этих  несовместимостей   и столкновений.
Однако,  если  отказаться  от  подобных  установок  и  исходить  из иных,  открывающих путь   к  моделям  второго  типа  (то  есть  допустить для  цивилизации не    служебный,  а  сущностный  статус),  то  тогда   совершенно   иными    окажутся и  следствия.
Конкретно, если  взять  русскую  цивилизацию,  то   можно  и  нужно  говорить о Православии,  как  о   ее центральном  корне,    питавшем   и  продолжающим  питать ее   культуру,  обычаи, нравы,  всю  систему    специфических  русских  самоограничений. И         представители  других конфессий   также   оказываются (  растут,  формируются)   под  влиянием  поля,  создаваемого    Православием.  В   цивилизации     нельзя  не  признать  наличие  государствообразующего    народа   и    формирующей  ее конфессии, которая определяет культуру (  в  самом  широком  ее  понимании)   данной цивилизации  и  в  этом  смысле   она в  многоконфессиональном едином государстве  -  над-конфессиональна.  Ни     иудаизм, ни  мусульманство,  ни католицизм,  ни  буддизм,   мирно  в  русской    цивилизации     сосуществующие     между  собой    и  с Православием,    над-конфессиональными  в  этой  цивилизации не  являются.  Не  является  таковым  и  язычество,  и  какой-нибудь    зороастризм . Не-теизм  -  и тот   не   является.  Не  были  они основой для  русской     цивилизации   - не  их  защищая  она  создавалась,  не   ради  них  приносились  в жертву  жизни   русских  людей.
This page was loaded дек 12 2017, 2:54 am GMT.