| 6. О гностических корнях цветных метафизик. Выбор первых принципов, сделанный С. Кургиняном, нельзя признать полностью оригинальным, поскольку нельзя не замечать связь этого выбора с мировоззренческими установками гностицизма. Сам С. Кургинян центрирует гностицизм лишь на черной метафизике, но гностическим по сути своей является и сам принцип дуальности, который им реализуется. В основу гностического мировоззрения положен, как известно, принцип антикосмического дуализма -дух и материя не просто разделены, но и противопоставлены: мир создан несовершенной, ограниченной в могуществе, злой силой (Демиургом), Высший же Бог, пребывающий в занебесной области к этому творению не имеет никакого отношения - он лишь посылает в мир своего Посланника, который должен передать людям некоторое тайное знание ( гнозис) - научить их, как освободиться от власти Демиурга. Созданный Демиургом материальный мир, таким образом, - это не замысел творения , а результат сбоя в творении, возникшего из-за своеволия одной из духовных сущностей, одного из эонов. Гностицизм неслучайно называли темным двойником христианства, видели в нем вариант его сугубо языческого понимания. Центральная идея христианства - Боговоплощение - настолько сложна, что потребовались века интенсивного коллективного творчества, долгая последовательность вселенских соборов, чтобы, наконец, освоить ее. И христианству, осваивающему идею Боговоплощения, предстояло переболеть серьезнейшими болезнями роста. Арианство, отрицавшее единосущность Бога-отца и Христа и тем самым покушавшееся на идею Боговоплощения ... несторианство... монофизитство... Гностицизм был, похоже, первым заболеванием - своего рода детской болезнью христианизации языческого мира. Категорическое изначальное разделение Верховного божества и Творца неба-земли в гностицизме находит свое выражение( на это обращает внимание В. Соловьев ) и в гностической христологии - гностический Спаситель призрачен, докетичен - это всего лишь либо Бог, казавшийся человеком, либо человек, казавшийся Богом . Отсюда, это тоже подчеркивает В. Соловьев, и представления о материалистах- душевниках- пневматиках и о спасении лишь пневматического элемента пневматиков - мир же и человек остаются, какими были. Из безусловного и полного разделения плоти и духа у гностиков следует, и этическое "либо- либо" - от плоти нужно или совсем отрешиться (аскетизм), или предоставить ей полную волю( распущенность). Теоретические эксперименты С. Кургиняна в социальной области не являются , конечно же, буквальным воспроизведением гностических идей, но они вполне могут рассматриваться в качестве пусть вольной, но вариации на темы гностицизма. Гностическое "или -или" , то есть логическое противопоставление сущностей - до их полного разделения ... Только такой - тривиальной, заметим - реакцией и мог языческий мир ответить христианству. Мир просвещенный и достаточно рациональный, вооруженный своей уникальной системой развитых философских учений... Ибо христианство открывало путь к непостижимому рациональным мышлением "и- и" - к логическому сближению противоположных сущностей... Категорическое противостояние добра и зла при этом не отрицалось. Но только не в мире, как противостояние двух субстанциональных сущностей мира ( как в гностицизме, и как у С. Кургиняна ), а в каждом человеке. С. Кургинян , похоже, поспешил с похоронами христианского толкования проблемы добро-зло. Владимир Ашмарин ( "Анализ красной метафизики " - http://swayn.livejournal.com/26018.html), полемизируя с ним, приводит обширную цитату из Василия Великого, который еще в 4 веке не оставил камня на камне от гностической идеи субстанциональности зла . Он еще тогда увещевал: "зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели и происходящее в беспечных чрез отпадение от добра. Посему не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия." А если это так, то отступление С. Кургиняна в этом вопросе от христианского понимания к гностическому выглядит, между прочим, как покушение на прогресс и развитие - как чистейшей воды контр-модернизм. |