?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма. Часть 12. 
16-фев-2015 01:40 pm
12.О  четвертой  политической  теории   А.Дугина
В разработках А. Дугина,   основная  смысловая  нагрузка   лежит  на традиционном -  на реконструкции традиционного.   И   это   с  чисто  формальной  стороны   позволяет вроде  бы   относить   его  построения  к  разряду   социальных  теорий   второго  типа. К  сожалению,  это   далеко  не   так -  что  и   придется   продемонстрировать.
Для  начала  несколько  слов о   Четвертой   политической  теории   А. Дугина,  которая    им   подается,  как  результат  постепенного  усовершенствования  его  собственных  представлений  в  области  социологии -  как завершение  его антилиберального  проекта,  начатого с национал-большевизма  и  продолженного  в  евразийстве.   По    сути   своей      эта   теория,  несмотря на всю свою   очевидную установку на   консерватизм,  -  сверхавангардна : "волевое конструирование Традиции с опорой на деконструкцию современности"... Целеполагание   в  целом вполне  позитивное,  хотя революцией от  него несет   за версту. Волевое конструирование с опорой на деконструкцию ... В  октябре  1917  в  России  и  началось что-то  вроде  этого.
Пробивается же А.  Дугин к своей   теории    путем наисложнейшим. Отказывается от субъектов( индивидуум, класс, нация+государство) трех классических политических теорий ( либеральной, социалистической, националистической ),  а в качестве нового   субъекта истории,  призванного спасти мир, предлагает таинственный хайдеггеровский Dasein .
  В   дугинских  интерпретациях (конкретизациях)   Dasein, увы,     утрачивается  та неопределенность, что  заложена Хайдеггером  в это  понятие - Dasein     у  А.Дугина обретает контуры, пусть несколько  размытой,  полускрытой , но все-таки сущности, данной нам в некие специфические ощущения . Тогда  как  у Хайдеггера   в это  понятие   заложена     всего  лишь   некоторая принципиальная возможность, которая становится  ненулевой, перестает быть ничем, когда в бытии зачинается бытиё человека , и тот получает шанс стать пастухом бытия.  Это назначение существует для человека поначалу как ничто - как нечто,  таящееся  в Dasein. А далее - паси! Ты - паси, твоя семья - паси, твой род - паси, любая общность, в которой ты окажешься - также паси!..
Идея   использовать     в качестве  субъекта политической  теории Dasein     -  скорей  всего,  из  разряда   соблазнов, искушений.  И  если  чем-то она и  может  быть  логически оправдана,  то   попыткой найти  некую  метафизическую   основу  для   традиционного. Формирующееся традиционное,  то есть созданное  самим  человеком,  пастухом  бытия,   не  представляется,  похоже, А. Дугину  в  качестве  надежной, и главное , универсальной   основы,  и  он,  видимо,  отдает предпочтение  традиционному   данному - данному через  Dasein   .  Недоверию  к  созданной  самим  человеком   традиции А. Дугин  обязан, видимо, своим симпатиям  к Рене Генону и Юлиусу Эволе - певцам  примордиальной(  первозданной)  традиции. 
В восприятии мира   человеком принцип  дуальности   и  вытекающий  из  него  принцип  антагонизма  двух  начал  относится,  скорей  всего,  к  числу фундаментальных.    Человек никогда не торопился,  и    до  сих  пор  не  торопится,     искать  альтернативу   этому  принципу    в   своих,  даже  далеких  от  рационализма,    моделях    бытия.   На  этом  принципе   выстраивался  гностицизм.  Этот  принцип     заботливо   нянчит  в  своих  социальных  построениях   С. Кургинян.  Он  же воспроизведен   и   в моделях Генона-Эволы -  в  исповедуемых   ими идее  о  двух   типах  цивилизации, или  двух  образах  жизни  человека:  становящийся,  склонный  к вырождению   модерн  и     изначально  данная,  не  подверженная  изменениям   традиция... С этой   дуальностью (  благородная,  благодатная  традиция  и  покушающийся  на   нее   мерзкий  модерн)    не  расстается  и  А. Дугин.  Он, похоже,   только отказывается   от геноновских (индуистских) оснований в понимании  дуальности  -   в   пользу  оснований хайдеггеровских.
  Но   нельзя     полностью исключать   и  того,  что   А. Дугин   лишь  пока  не   расстается   с  этой   дуальностью,  поскольку   остается впечатление,  что   ему  не очень    уютно    возле    хайдегеровского  Dasein.  О  чем  свидетельствует,  в  частности,  то,  с  какой  легкостью    во время  дискуссии  в  Институте  динамического  консерватизма  он согласился   на  такую сверхконкретную  трактовку Dasein,  как цивилизационный код   ...
 Но ведь  в последнем,  если разобраться,   как  раз    и присутствует  в закодированном  виде  традиция  конкретной   цивилизации  - ее деятельное, конструктивное начало... Уже  одно   это  соображение, казалось   бы, должно  было  развернуть   А.  Дугина   к идеям Данилевского - Леонтьева-Шафаревича,  в   пределах   которых   найдется место и цивилизационному коду, и  приоткрытому по-дугински Dasein , и даже столь любезному сердцу С. Кургиняна эгрегору , если,  конечно, полностью снять с последнего понятия всякую оккультную, теософскую нагрузку (ментальный конденсат и прочее), и отождествить его с неким коллективным идеальным.
И  вполне можно   допустить, что   именно   идеальное начало в человеке  А. Дугин    и отождествляет с Dasein.  Да, оно им абсолютизировано - превращено в сущность, в первоначало.  Но,    вопреки  установкам Генона  с  Эволой,   он, похоже,  все-таки   не  исключает  и возможность  становления культурного кода  - конкретного  коллективного идеального  того или иного качества.
 
Полностью  здесь:
http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0210k-d-12.htm
This page was loaded ноя 23 2017, 1:55 am GMT.