?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма. Часть 14. 
18-фев-2015 10:26 am

14.  А.   Дугин сам  по  себе.


Если    на   фоне  С.  Кургиняна  концепцию  А.  Дугина    еще     можно  ассоциировать  с    моделям   второго   типа,  воспринимать  его  Четвертую  теорию,  как  некую переходную  к   таким моделям  форму  и     всячески понижать       влияние  на  него  идей  Генона-Эволы,  то   при  оценке   концепции  как таковой    взгляды   А.  Дугина  на проблему  традиция -модерн  в качестве   не изжитого  пока   заблуждения   признать сложно.   Между  ним      и моделями   второго  типа,  видимо,  существует   стена, которая   и   понуждает  А.Дугина  к   таким  экзотическим    импровизациям  ,  как    Четвертая   политическая  теория. Генон-эволовское    толкование   традиции  пока,  похоже, достаточно  устойчиво   в  мышлении А.  Дугина  -   об этом  убедительно   свидетельствует    одна  из  последних  его  работ  " Глобальная сеть либералов против «удерживающего» " -http://evrazia.org/article/2582  .  Переход  от  традиции  к  модерну понимается им  не   как результат стихийно  свершившегося обновления,  а ,  скорее, как  принципиальная  ошибка, как  историческое  недоразумение : "Переход от Традиции к Модерну состоит в лишении мира и человека священного (духовного) измерения, в секуляризации, в преобладании материальных ценностей и практических забот предоставленного самому себе человечества. Этот переход предполагает отказ от Бога, религии, духа, неба и утверждении вместо них человека, рациональной науки, материи, земли."

Согласитесь, что    в   этот  пассаж заложено  все  то же  столь  почитаемое  С. Кургиняном   "или- или".  Триада "традиция-модерн- постмодерн"   как     единое  целое   не  рассматривается , а  ее  составляющие подаются   как  три   совершенно   автономных  состояния,  каждое  со  своим опорным  признаком:   священное,   реальность,  виртуальность соответственно.

"Все три политические идеологии" ,-  свидетельствует  А.  Дугин  - " ... направлены против Традиции, и видят историю, как путь развития от дикости к цивилизации, где под цивилизацией понимается именно современная западная цивилизация и никакая иная."

Из этой  оценки   очевидно, что  традиция  у  А.  Дугина  субстанциональна -  это  данная нам   сущность,  которой  в  определенный  момент   что-то начало  активно  противостоять.  Откуда  взялось оно? Этот вопрос   даже  не ставится -  оно  появилось  и начало оттеснять традицию.

Ну,  а  если     источник   у  них   общий,  и  все дело  в  том, что традиция  это   не что  иное, как   структурированная    новизна  -  выкристаллизовавшаяся  в каких-  то устойчивых,  универсальных  для   данной цивилизации   формах,  и  воспринимаемая,  по причине  устойчивости и  универсальности,    как  традиция...  И    есть  еще  новизна  свободная,  становящаяся, агрессивная,  готовая  традицию    уничтожить ,  снести.  Но  и   способная     ее  обновить -  напитать новым  содержанием. 

Такие  особенности   взаимоотношений   традции  и новизны       А.  Дугиным, к  сожалению,  не  рассматриваются и уж тем  более    не принимается  в  расчет  то  обстоятельство ,  что традиции    прежде  всего         угрожает сама  традиция  ... Традиция,   не сумевшая  справиться  со своим  обновлением,  не  научившаяся   управлять  им... Тот  же   современный  либерализм  -   разве не  на  традиционных  дрожжах  поднялся этот  монстр?.. Разве    не   сама традиция   беспечно  предоставила   ему  такую  возможность... 

Из   дугинского    субстанционального  понимания  традиции  следует,   видимо,  и его  запредельный    антилиберализм.  Истинно  все,  что  антилиберально   - что-то вроде  этой   максимы  им   и  исповедуется.  Поэтому  для  него  допустимы    практически любые   союзы  на  антилиберальной   основе   -  такие  понятия , как    левое, правое,  возведенные С. Кургиняном  в  ранг   метафизических,    для   него как бы    и  не  существуют.   Увы, но  перевод  антилиберального в  некий  чуть ли  не  сущностный   признак  обрекает   А.  Дугина, на  чисто  механическое смешивание    левого  и  правого,  а  такие гетерогенные  образования,  как   крайне  неустойчивые, становятся   легкой  добычей оппонентов .  И  атака  "  Сути  времени"   лета-  осени  2014  года  хорошо   продемонстрировала  насколько  добыча   легка.

Гомогенизировать  эту  смесь   могла  бы   переоценка    взаимоотношений  традиция-модерн. Но   А. Дугин  здесь отступать  не  хочет:

" Европа Нового времени - это результат победы расы торговцев (капитализм) над расой героев (Средневековье)

... Православие не может быть "современным", это будет пародия, симулякр. Оно может быть либо Античным, либо Средневековым. "Современность" - это вотчина антихриста."

Казалось   бы,  методологически  А. Дугин  и  С.Кургинян  здесь  неразличимы -  каждый  находится   во  власти  своей, и    жесткой,  установки   сознания.   И тем  не менее дугинский  подход     представляет    для   С. Кургиняна,  надо  полагать,  большую     опасность .  И  вот  почему.

В  дострелковские времена  дугинский  проект  консервативной  революции(  в  любой  из  его  форм: национал-большевизм, евразийство   и  даже   четвертая  политическая теория )      можно было  легко дезавуировать,  ссылаясь ,  скажем,  на   юношеские   увлечения А. Дугина и  навешивая   на  него  симпатии  к фашиствующим       теориям.   Но   И.  Стрелков,     как деятельный  идеалист  консервативного   толка  и  к  тому  же   человек  с ружьем, не  просто  усиливал консервативную  революционность  А.  Дугина,  но  и   намечал, в  принципе,   дорогу  для  такой   модификации(  не  на  бумаге - на  практике)   консервативного  проекта, которая   могла  бы  свести  на  нет  все   успехи " Сути   времени".  Поэтому,  скорее  всего, " Суть " с  таким  ожесточением   и двинулась  на  И.  Стрелкова. Одновременно  не менее  мощная   атака  была  предпринята    и    на  А.  Дугина.

Много   чего      припомнили ему в  незабываемом  2014-ом. Каждая  его  попытка    так  или  иначе     материализовать  свою    идею  "Антилибералы  всех  стран  соединяйтесь!"   получила от  "Сути  времени" недвусмысленный  сертификат.

    За участие  в  венских  консультациях (нареченных съездом  Черного  интернационала ) , посвященных  "спасению Европы от либерализма",  А. Дугин тут же   назван     "последовательным и глубоким идеологом и практиком оккультного гностицизма и эзотерического фашизма"    - "черный интернационал - не просто союз ультраправых всего мира, а метафизический враг, стоящий на позиции жизнеотрицания,  мертвящей архаики, черного неоаристократизма и остановки истории"

Хотя, казалось,    обсуждать  нужно   было   бы  не сам   факт  собрания  этих махровых   антилибералов, где  присутствие   А. Дугина  было    совершенно   естественным ,  а  то, какие    конструктивные возможности     сулит   их  объединение.

  Контакты  А.  Дугина с  правым греческим  движением       " Золотая  Заря" - ну,  не   мог  А.Дугин  со  своей  идеей   единства  антилибералов    пройти  мимо  этой   золотой  жилы...   И движение   тут же   признано  аналогом Правого  сектора , а дугинская  поддержка  антилиберальной  ориентации" Золотой  зари" немедленно    превращена  в  безусловную  поддержку  самого  этого  движения.

Да,  конечно,  геноновско-эболовская  закваска  в  трактовке  А.  Дугиным  идеи  консервативной  революции  оказывает  дурную  услугу  и  этой  идее,  и  самому  А. Дугину -  именно  она      сводит его     проект    к   механическому ,  а  значит  формальному, возврату     традиционного.  Она  превращает      идею консервативной  революции  в иллюзию.   И в объект,  чрезвычайно    удобный для политического  злословия.

Полностью здесь:

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0210k-d-14.htm

This page was loaded ноя 24 2017, 10:53 am GMT.