| 20. Игорь Стрелков, Новороссия, " Суть времени". Проект под названием, вынесенным в заголовок, приближается к завершению и потому самое время начинать готовить потенциального читателя к оптимистической его части. Этюд под номером 20 и есть такая подготовка.Движением "Суть времени" наиболее сильно отражена -реально существующая в России и еще достаточно мощно выраженная в настроениях ее граждан - ностальгия по обществу, выстроенному не на безумствах рынка, а на принципах относительной социальной справедливости. Конечно, от всех этих граждан и их диковатых настроений можно отгородиться - стыдливо прикрыть их какой-нибудь цветастой дерюжкой, как прикрываем, например, Мавзолей в часы празднования Дня Победы. Но не лучше ли наличие таких настроений признать и попытаться понять их...Что касается движения "Суть времени", то оно не просто озабочено социальными проблемами, а явно претендует на роль лоцмана, призванного вывести Россию из нынешнего социального тупика. Более того " Суть времени" не только заявляет о своем монопольном праве на владение социальной истиной, а говорит об исключительно удачном синтезе своих социальных идей и российской традиции... Одним словом претензии "Сути" требуют самого внимательного отношения. Вот почему далеко не лучший вариант сводить прошлогоднюю июльскую активность "Сути" к интригам власти, олигархов, колонн под пятым, шестым и всеми следующими номерами... Куда полезней и для России, и для Новороссии, и для самой "Сути" допустить, что С. Кургиняна в Донецк сам С. Кургинян и послал... То есть его визит в столицу восставшего Донбасса, его оценки действий И.Стрелкова и вообще все, что мы слышали и видели от С.Кургиняна в Донецке и позже, по преимуществу определяется вовсе не предпочтениями господина Суркова и присных, а особенностями идеологии созданного С. Кургиняном движения. Это движение достаточно стремительно оформлялось организационно, чему в немалой степени способствовало участие его в массовых, политически значимых кампаниях ( поддержка В. Путина на выборах 2012 , борьба с ювеналкой ). Появился и начал осуществляться собственный социальный проект " Сути" - александровская коммуна- своего рода советский плацдарм в капиталистической России. Но все эти свершения и дела пока не давали движению возможности выйти за грань своего рода секты. А к такому статусу подталкивало многое: и яркий неординарный лидер, и наличие специфической ортодоксальной идеологии, и изоляционизм движения - оно хотя и шло на контакты в определенных мероприятиях , но было плотно закрыто (оконтурено) идеологически. Требовалось, одним словом, значительное, исторически значимое дело. До президентских выборов было далеко, но тут восстал Донбасс, взнузданный воссоединением Крыма с Россией, исключительной тупостью украинского руководства и очередным приступом амнезии у Запада, который придя, наконец, в себя после русской зуботычины 1945 года, вновь начал скалиться на Россию. Нельзя было не обратить внимания на резкую смену стиля в выступлениях С. Кургиняна в 2014 году . Жесткая, подчеркнуто воинственная риторика конца февраля - середины марта и спокойный академический тон двух передач мая- июня, предшествующих его десанту в Донбассе. Причем, в июне отчетливо проступило это большое дело - силами существующих на территории Украины ячеек "Сути" возглавить национально-освободительное движение на ее территории. И. Стрелков, прорвавшийся в Донецк во главе закаленного трехмесячными боями вооруженного отряда, видимо, этим планам кардинально мешал - легко и в полной мере перехватывал стратегическую инициативу. Полусектантский статус "Сути", ее претензии на абсолютность истины, открывшейся ее лидеру, исключал какое-либо продуктивное взаимодействие с донецкими, во главе которых оказался И. Стрелков - на его предложения встретиться со стороны С. Кургиняна ответа не последовало. Им был взят курс на дискредитацию И. Стрелкова. Так что " сам себя и послал", скорее всего, и есть наиболее близкий к истине ответ на вопрос об июльской активности С. Кургиняна в Донецке. Вероятность решающего воздействия каких-либо внешних сил на его решение, видимо, не очень велика. У двух субъектов при движении к большим целям на определенном отрезке времени вполне могут совпадать направления движения - даже при полной противоположности целей. И тогда, наблюдая со стороны, очень легко убедить себя в том, что тот, который, скажем, политически сильнее нанял, купил, подчинил того, кто слабее. Хотя и последний сам себе голова , и в его странных действиях нет ничего, кроме его личных ошибок. А ошибка в общем-то, как правило, одна - старая как мир: непомерно высокая оценка себя и своей идеологии. У С. Кургиняна, возможно, есть, если не понимание, то ощущение, что на Донецком плацдарме нового социального строительства, могут появиться люди и силы, способные задуматься о таком строительстве не на песке грез о сверхмодерне, а на камне традиции. Поэтому столь страстная атака на И. Стрелкова , главный мотив которой предельно прост - уничтожить потенциального конкурента еще в зародыше. Возьмем для примера какую-нибудь конкретную публикацию "Сути", скажем, "Бородаевская АТО" - автор ruskom, конец августа, то есть спустя почти два месяца после визита С. Кургиняна в Донецк... И. Стрелков оставил Славянск по совету А. Бородая- этот тезис "обосновывается" здесь умело, с академическим спокойствием - без выпученных глаз и размахивания руками. Факты аккуратненько выстраиваются под заранее заданную оценку событий в Донбассе начала июля: не справляющийся с управлением в Донецке А. Барадай начинает интригу против одного из самых сильных полевых командиров и тянет из Славянска на помощь своего дружка И. Стрелкова. Два мелких интригана, чуть было не загубившие Д Н Р - вот впечатление, которое намерен создать автор материала. В нем ничего не говорится о роли С. Кургиняна, но в подтексте незримо присутствует то, что сам С. Кургинян будет повторять постоянно: появление его в Донецке всё тогда спасло, удержало, развернуло...Но совершенно очевидно, что используя, без всяких добавлений, подобранную в публикации фактуру, можно предложить и иную модель, например, такую. Вооруженные отряды Д Н Р недопустимо автономны. Создание единого военного командования в Донецке саботируется. Скоординировать действия отрядов А. Бородай не может и, понимая это, призывает И.Стрелкова, чтобы, опираясь на его безусловный авторитет , добиться координации - превратить Донецк в укрепленный район. То есть убеждает И. Стрелкова совершить своего рода жертву качества - разменять часть территории Донбасса на единый военный центр в Донецке. И в дополнение еще один аргумент: защита Славянска и окрестностей имели смысл лишь в надежде на энергичное вмешательство России в новороссийский конфликт - ее пассивность превращала эту защиту в бессмысленное уничтожение сильного боевого подразделения.Не пламенные речи С.Кургиняна, при такой интерпретации, а две тысячи вооруженных людей отряда И. Стрелкова успокоили полевых командиров ДНР. Исключительно фактом своего присутствия в Донецке - никаких зачисток и не требовалось. Причем не только их успокоили, но и существенным образом усилили оборонительный потенциал столицы республики . Ее же оборона несомненно становилась главной задачей в условиях фактического нейтралитета России.Наряду с этой претензией к И. Стрелкову( оставил Славянск, сдал треть территории ДНР ) , предъявляемой как самим С. Кургиняном, так и членами его движения в совершенно недопустимых , бесцеремонных, подчеркнуто оскорбительных формах, выдвигалась и другая, связанная с тем, что И. Стрелков обнаружил непозволительную, с позиций правоверного члена " Сути времени", терпимость к не-красному миросозерцанию: он позволил себе выносить за скобки политические убеждения и придерживаться какой-то малопонятной, для людей со склонностями к крайностям , идеологии борьбы с общим , видите ли, врагом.Эту идеологию нельзя , конечно, считать универсальной и прибегать к ней следует с большой осторожностью. Но главная проблема здесь совсем иного порядка - приблизительно того же , что существует и для А. Дугина. Как ученый, исследователь , А. Дугин может анализировать явления в свободном от этических оценок поле - снимать этическое поле, рассматривать явление в его, так сказать, чистоте и с этой стороны выходить на этические оценки. Но как действующий публичный политик он такой академической роскоши позволить себе не может. Так и в случае И. Стрелкова. Славянск объективно, то есть вне всяких его личных оценок и намерений, превращал его в фигуру политическую. И он был обязан оценивать и политические последствия столь любезного его душе выноса за скобку политических убеждений своих соратников . Но в истории с его замполитом И. Ивановым значительно более важной является даже не стрелковская толерантность, в которую по-бульдожьи, мертвой хваткой вцепилась "Суть времении", а та, действительно, очень важная проблема, которую эта история резко обнажила - проблема красно-белого взаимодействия в современном русском социальном строительстве. От этой проблемы не удастся спрятаться в кущи кургиняновских цветных метафизик - ее не решить ни отрицанием белого, ни отрицанием красного. И ясно одно: не разобравшись с этой проблемой, Россию не отстроить как русскую цивилизацию ... Мудрые люди советовали в связи с атакой С. Кургиняна на И. Стрелкова: не надо путать убеждения и поступки и особенно выдавать поступки за убеждения. Но в "Сути времени" именно это сознательно и путали - превращали И. Стрелкова в знамя антипутинской оппозиции , совершенно не обращая внимание на то, что не намерения И. Стрелкова, а планы всякой антирусской и антироссийской шушеры в отношении него да дряблая внутренняя политика президента Путина на подобное превращение прежде всего и работают.Ставшая притчей во языцех стрелковская толерантность требует, конечно же , если не объяснения, то хотя бы толкования. С. Кургинян, например, воспринимает ее, исключительно, как политическую, в то время как она - из области психологии. И. Стрелков, да и, возможно и И. Иванов , очень остро воспринимают разрушение русской традиции. Они не формулируют это четко, но вполне возможно чувствуют - все нестроения наши именно отсюда. Традиция порушена, и русский идеалист цепляется ( не может не цепляться) за любую ее форму - как за спасательный круг. Чисто политическое толкование проблемы красные-белые, похоже, безнадежно устарело, и С. Кургинян со своим делением всего и вся на два цвета - несомненно, во вчерашнем дне. Малейшие оттенки белого в красном воспринимаются им как всемирная катастрофа и белых с красными он будет разводить, видимо, с нарастающей интенсивностью.Полной противоположностью С. Кургиняну является здесь господин Просвирнин . Он ( см. , например, его публикацию под названием "Как Новороссия примирила красных и белых" ) ярый противник любой идеологии - вдохновенный апологет смесей, сборных солянок, коктейлей... Если у С.Кургиняна пусть не очень качественная , но ясность, пусть с маузером, приставленным к виску , но выбор, то у г. Просвирнина - сознательное погружение в кашу, в трясину. Если в первом случае секта очевидная, идейная, то во втором сознательное идейное усреднение, антиидейная дрессировка - подготовка такой социальной "субстанции", которую можно развернуть ( одной глоткой! одним взмахом руки! ), в пользу любого из ее компонентов . У С. Кургиняна главное ясно определено. У г. Просвирнина главное может быть любым. Отсутствие идеологии - это ведь тоже идеология и куда более агрессивная и эффективная. А если применить ее на полях, лет двадцать перепахиваемых ЕГЭ ... Г. Просвирнин уже продемонстрировал , как можно будет воспользоваться этой раз-идеологизированной массой при случае - что можно будет выкрикнуть, как можно будет взмахнуть рукой.. Его буйный погромный скетч о 22-м июня 41-года - яркий пример разведки боем.Полностью здесь:http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0225k-d-20.htm |