?

Log in

No account? Create an account
Валерий Суриков,surikovvv
Сергей Кургинян и Александр Дугин - этюды пессимизма. Часть20 
3-мар-2015 12:02 pm
20.   Игорь  Стрелков, Новороссия,  "  Суть времени".

    Проект под  названием,  вынесенным  в  заголовок, приближается к  завершению  и  потому  самое   время  начинать  готовить    потенциального читателя  к оптимистической  его   части. Этюд под   номером  20  и  есть  такая  подготовка.
Движением   "Суть  времени" наиболее сильно  отражена  -реально  существующая в  России  и  еще  достаточно  мощно выраженная в  настроениях  ее  граждан -  ностальгия  по  обществу,  выстроенному не  на  безумствах  рынка, а  на  принципах   относительной  социальной справедливости.
Конечно,  от  всех  этих граждан  и  их  диковатых настроений  можно отгородиться  -  стыдливо прикрыть  их  какой-нибудь  цветастой  дерюжкой,  как   прикрываем, например, Мавзолей  в часы  празднования  Дня  Победы.      Но не  лучше   ли    наличие  таких настроений  признать и  попытаться понять  их...
Что касается  движения   "Суть  времени",  то  оно    не  просто озабочено   социальными  проблемами,  а   явно  претендует  на  роль  лоцмана,  призванного  вывести  Россию  из  нынешнего   социального   тупика.  Более  того  " Суть  времени"  не  только  заявляет  о  своем  монопольном  праве  на  владение  социальной  истиной, а   говорит  об   исключительно   удачном  синтезе  своих социальных  идей  и российской   традиции...     Одним  словом  претензии "Сути"  требуют   самого  внимательного  отношения.  Вот   почему    далеко  не  лучший  вариант  сводить  прошлогоднюю  июльскую   активность  "Сути"    к  интригам власти, олигархов, колонн под пятым, шестым  и всеми  следующими  номерами...   Куда  полезней   и  для   России, и   для Новороссии, и  для   самой   "Сути"  допустить,  что С.  Кургиняна  в Донецк    сам  С. Кургинян и послал...  То  есть  его  визит  в  столицу восставшего  Донбасса, его  оценки    действий   И.Стрелкова и вообще  все,  что   мы  слышали  и  видели  от  С.Кургиняна в  Донецке  и  позже,  по преимуществу определяется  вовсе  не   предпочтениями  господина Суркова  и  присных,   а особенностями  идеологии  созданного  С. Кургиняном движения.  
     Это движение    достаточно стремительно оформлялось   организационно,  чему  в  немалой  степени  способствовало  участие  его в   массовых, политически  значимых  кампаниях  ( поддержка  В. Путина  на  выборах  2012 ,   борьба  с ювеналкой ).  Появился и  начал  осуществляться    собственный социальный проект " Сути"  - александровская  коммуна- своего  рода  советский   плацдарм  в капиталистической  России.    Но  все  эти  свершения  и  дела  пока  не  давали движению  возможности  выйти  за   грань  своего  рода  секты.  А к   такому  статусу  подталкивало  многое:  и  яркий  неординарный  лидер,  и  наличие  специфической ортодоксальной  идеологии,  и   изоляционизм  движения - оно хотя  и  шло  на    контакты  в определенных  мероприятиях , но  было  плотно  закрыто (оконтурено) идеологически.
Требовалось,  одним  словом,  значительное,  исторически  значимое  дело.  До  президентских   выборов   было  далеко,  но   тут восстал  Донбасс, взнузданный воссоединением Крыма  с  Россией,    исключительной   тупостью  украинского  руководства  и     очередным    приступом  амнезии  у  Запада,  который придя,  наконец,  в  себя  после  русской зуботычины  1945  года,  вновь начал  скалиться  на  Россию.
Нельзя было  не  обратить  внимания  на  резкую  смену  стиля   в   выступлениях  С.  Кургиняна   в  2014 году . Жесткая, подчеркнуто воинственная  риторика    конца  февраля -  середины   марта  и спокойный  академический   тон  двух  передач  мая- июня, предшествующих  его десанту  в  Донбассе.  Причем,  в   июне  отчетливо  проступило  это  большое  дело  - силами  существующих  на территории  Украины   ячеек  "Сути"   возглавить  национально-освободительное  движение  на  ее   территории. 
И.  Стрелков,  прорвавшийся  в  Донецк  во главе  закаленного трехмесячными  боями  вооруженного  отряда,  видимо, этим  планам   кардинально   мешал  -     легко   и  в  полной   мере  перехватывал  стратегическую  инициативу.   Полусектантский  статус  "Сути",  ее  претензии  на  абсолютность истины, открывшейся  ее  лидеру,    исключал какое-либо  продуктивное  взаимодействие  с  донецкими,  во главе которых  оказался И. Стрелков  -  на его предложения  встретиться  со  стороны  С. Кургиняна  ответа  не  последовало. Им  был  взят  курс на  дискредитацию И.  Стрелкова.
Так  что  "  сам    себя  и  послал", скорее  всего,   и  есть наиболее близкий  к  истине ответ  на  вопрос  об июльской   активности С. Кургиняна  в  Донецке.  Вероятность  решающего воздействия  каких-либо  внешних  сил  на  его   решение,  видимо,   не   очень  велика.   У  двух   субъектов  при   движении  к   большим  целям  на  определенном  отрезке  времени вполне  могут  совпадать    направления движения -    даже при  полной противоположности  целей. И  тогда,  наблюдая  со  стороны,  очень  легко     убедить  себя  в  том,   что   тот,  который,  скажем, политически сильнее нанял,  купил, подчинил    того,  кто слабее. Хотя  и  последний   сам  себе   голова , и  в  его  странных действиях   нет    ничего,  кроме  его  личных ошибок.   А  ошибка  в общем-то,  как   правило,   одна -  старая  как  мир:  непомерно  высокая  оценка   себя  и  своей идеологии.
  У С. Кургиняна,   возможно,  есть,  если  не  понимание,  то  ощущение, что  на  Донецком   плацдарме нового   социального  строительства,  могут  появиться  люди  и  силы, способные  задуматься  о  таком   строительстве  не   на    песке грез  о  сверхмодерне,  а    на  камне   традиции.      Поэтому  столь  страстная  атака  на И. Стрелкова , главный мотив которой  предельно   прост -  уничтожить   потенциального  конкурента  еще  в  зародыше.
Возьмем  для  примера   какую-нибудь  конкретную  публикацию  "Сути",  скажем,  "Бородаевская АТО" -  автор ruskom, конец  августа, то есть спустя  почти  два   месяца  после  визита  С. Кургиняна  в  Донецк... И. Стрелков  оставил  Славянск   по  совету А. Бородая- этот   тезис "обосновывается"  здесь  умело,   с  академическим  спокойствием  -  без  выпученных  глаз  и  размахивания  руками. Факты  аккуратненько  выстраиваются    под     заранее заданную   оценку событий  в  Донбассе    начала  июля:  не справляющийся  с  управлением   в  Донецке  А. Барадай     начинает  интригу против  одного из  самых  сильных полевых  командиров и  тянет  из  Славянска  на  помощь   своего  дружка И. Стрелкова.   Два  мелких  интригана,  чуть  было  не  загубившие Д Н Р -  вот  впечатление,  которое  намерен  создать  автор материала. В  нем  ничего  не  говорится о  роли  С. Кургиняна,  но  в  подтексте  незримо  присутствует то,  что  сам  С. Кургинян будет  повторять постоянно:  появление     его  в  Донецке   всё тогда  спасло,  удержало,  развернуло...
Но  совершенно  очевидно,  что  используя,  без  всяких  добавлений,  подобранную   в  публикации    фактуру, можно  предложить  и  иную  модель,  например,  такую.   Вооруженные  отряды   Д Н Р  недопустимо    автономны.  Создание единого  военного  командования  в  Донецке   саботируется. Скоординировать  действия   отрядов А.  Бородай  не   может  и,  понимая  это,   призывает    И.Стрелкова, чтобы,  опираясь на  его  безусловный  авторитет , добиться  координации  -  превратить  Донецк в укрепленный район. То  есть  убеждает И.  Стрелкова  совершить своего   рода  жертву  качества -  разменять  часть  территории Донбасса  на  единый  военный   центр  в Донецке.  И  в  дополнение   еще один  аргумент:   защита Славянска и  окрестностей   имели  смысл   лишь  в  надежде  на  энергичное   вмешательство  России  в  новороссийский   конфликт  - ее  пассивность   превращала  эту  защиту  в  бессмысленное   уничтожение сильного  боевого  подразделения.

Не  пламенные речи С.Кургиняна,  при  такой  интерпретации,  а  две  тысячи вооруженных  людей  отряда И. Стрелкова     успокоили   полевых  командиров  ДНР.  Исключительно  фактом  своего  присутствия   в  Донецке -  никаких  зачисток  и  не  требовалось. Причем  не  только  их  успокоили,  но  и существенным  образом    усилили   оборонительный  потенциал  столицы  республики . Ее  же оборона  несомненно становилась   главной задачей   в  условиях   фактического  нейтралитета  России.


Наряду  с  этой претензией  к И. Стрелкову(  оставил  Славянск,  сдал треть  территории  ДНР ) ,  предъявляемой  как  самим  С. Кургиняном,  так   и  членами  его   движения  в  совершенно  недопустимых ,  бесцеремонных,  подчеркнуто оскорбительных  формах, выдвигалась  и   другая,  связанная  с тем,  что   И. Стрелков  обнаружил   непозволительную,  с  позиций  правоверного   члена  "  Сути  времени",    терпимость  к   не-красному   миросозерцанию:    он    позволил  себе   выносить  за  скобки    политические  убеждения   и придерживаться   какой-то  малопонятной,  для  людей  со  склонностями к  крайностям ,   идеологии   борьбы  с  общим ,  видите  ли,  врагом.
Эту   идеологию нельзя  ,  конечно,  считать   универсальной  и  прибегать  к  ней   следует    с    большой  осторожностью.  Но  главная  проблема   здесь  совсем   иного   порядка -    приблизительно того  же   ,  что  существует   и   для  А. Дугина.  Как   ученый,  исследователь ,  А. Дугин    может    анализировать   явления в  свободном от  этических  оценок поле -  снимать  этическое  поле,  рассматривать  явление в  его, так  сказать,  чистоте  и с  этой  стороны    выходить  на  этические    оценки. Но  как  действующий   публичный  политик   он  такой  академической    роскоши  позволить  себе  не  может.  Так  и       в  случае И. Стрелкова.   Славянск объективно,  то  есть  вне  всяких  его  личных  оценок  и намерений,  превращал его  в фигуру  политическую.  И  он   был   обязан оценивать  и  политические последствия  столь  любезного  его  душе   выноса  за  скобку политических  убеждений  своих  соратников .
Но  в  истории  с  его  замполитом  И.  Ивановым  значительно   более важной   является  даже  не  стрелковская   толерантность,  в  которую по-бульдожьи, мертвой  хваткой вцепилась  "Суть  времении", а   та, действительно, очень важная проблема,  которую   эта  история   резко  обнажила  -   проблема  красно-белого  взаимодействия  в  современном  русском  социальном  строительстве.  От  этой  проблемы  не  удастся спрятаться   в    кущи кургиняновских   цветных  метафизик  -  ее  не  решить  ни    отрицанием   белого,  ни  отрицанием   красного.  И  ясно  одно:  не  разобравшись  с этой  проблемой,   Россию не  отстроить  как   русскую   цивилизацию ...  
Мудрые  люди    советовали в  связи  с  атакой  С.  Кургиняна   на И. Стрелкова:   не надо  путать  убеждения    и   поступки    и   особенно выдавать     поступки  за убеждения.  Но  в "Сути  времени"  именно  это сознательно и  путали  -  превращали    И. Стрелкова  в  знамя  антипутинской оппозиции , совершенно    не  обращая   внимание  на  то,  что  не намерения  И. Стрелкова,    а планы всякой  антирусской  и антироссийской  шушеры   в отношении  него да дряблая    внутренняя   политика  президента  Путина   на   подобное  превращение прежде  всего  и  работают.

Ставшая  притчей  во  языцех  стрелковская   толерантность   требует, конечно  же , если  не  объяснения, то  хотя  бы   толкования.  С.  Кургинян,  например, воспринимает  ее,  исключительно, как   политическую,  в   то  время  как она  -  из  области  психологии.  И.  Стрелков,  да  и,  возможно  и  И.  Иванов , очень  остро  воспринимают     разрушение   русской  традиции.  Они  не  формулируют  это  четко,  но вполне возможно  чувствуют  -  все  нестроения   наши   именно   отсюда.    Традиция   порушена,    и  русский  идеалист  цепляется  (  не  может не  цепляться) за  любую ее  форму  -  как  за  спасательный   круг.
  Чисто  политическое    толкование  проблемы   красные-белые,  похоже,  безнадежно   устарело,  и  С.  Кургинян   со   своим делением  всего  и  вся   на  два  цвета  -  несомненно,  во    вчерашнем  дне. Малейшие  оттенки  белого  в  красном  воспринимаются им как всемирная  катастрофа   и   белых  с  красными он будет  разводить,  видимо,  с нарастающей  интенсивностью.
Полной противоположностью С. Кургиняну  является  здесь  господин  Просвирнин  . Он  (  см. ,  например,  его  публикацию под   названием  "Как Новороссия примирила красных и белых" )  ярый   противник  любой   идеологии  -    вдохновенный апологет смесей,  сборных  солянок, коктейлей...  Если у  С.Кургиняна  пусть  не  очень  качественная , но  ясность,  пусть  с  маузером,  приставленным  к  виску , но  выбор,  то  у  г.  Просвирнина   -  сознательное  погружение  в  кашу,  в   трясину.  Если  в  первом случае   секта  очевидная, идейная,   то во втором   сознательное   идейное усреднение,  антиидейная  дрессировка  - подготовка    такой    социальной "субстанции",  которую  можно  развернуть (  одной  глоткой!  одним  взмахом  руки!  ),  в   пользу    любого  из ее компонентов .  У  С. Кургиняна   главное   ясно  определено.  У  г. Просвирнина  главное  может  быть  любым.    Отсутствие  идеологии   - это  ведь  тоже  идеология    и  куда   более  агрессивная  и  эффективная.   А если    применить  ее на  полях,  лет  двадцать  перепахиваемых  ЕГЭ ...  Г.  Просвирнин  уже   продемонстрировал ,  как   можно    будет  воспользоваться этой  раз-идеологизированной  массой   при  случае   -  что можно будет      выкрикнуть,  как можно   будет  взмахнуть   рукой..  Его   буйный   погромный   скетч  о  22-м июня   41-года - яркий  пример  разведки  боем.

Полностью   здесь:

http://vsurikov.ru/clicks/clicks.php?uri=2015/2015p0225k-d-20.htm
This page was loaded ноя 23 2017, 3:36 am GMT.